Папки-передвижки

Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы. (6 фото)

Ирина Паринова
Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы.

Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.

Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить-внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Публикация «Программа кружковой работы по пластилинографии „Чудеса из пластилина“ для детей подготовительной группы,» размещена в разделах

Творческая личность-это достояние всего общества.

В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Наблюдая за детьми своей группы я обнаружила, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «Чудеса из пластилина», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография.

Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой маторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию мной программы «Чудеса из пластилина», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!». Программа «Чудеса из пластилина» художественно-эстетической направленности создана на основе образовательной программы «Детство», программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Лыкова И. А., учебно-методических пособий: «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Подготовительная к школе группа., Лыкова И. А., «Мастерим с детьми», Кузнецова С. В., Рудакова Е. Б., «Пластилиновая живопись», Григорьева Г. Г., «Рисование картин пластилиновыми жгутиками», Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н., «Дети в мире творчества», Комарова Т. С., «Обыкновенный пластилин», Рейд Б.

Особенность и новизна программы «Чудеса из пластилина» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).

Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Создавая программу кружка «Чудеса из пластилина» я поставила перед собой цели и задачи.

ЦЕЛЬ: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии.

ЗАДАЧИ:

- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- Закрепить приёмы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- Закреплять умение работать на заданном пространстве;

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;

- Развивать внимание, память, мышление, речь;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

1. От простого к сложному.

2. Связь теории с практикой.

3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.

4. Дифференцированный подход.

5. Системность знаний.

6. Активность и самостоятельность.

7. Воспитывающая и развивающая направленность

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы. Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ :

- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;

- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.

В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

МАТЕРИАЛ:

1. Цветной пластилин.

2. Доска для лепки.

3. Плотный картон.

4. Стека.

5. Салфетка для рук.

6. Дидактический материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Кружок «Чудеса из пластилина» проводится с детьми 6 – 7 года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).

Количество занятий в месяц – 2

Количество занятий в год – 18

Продолжительность занятия – 30 мин.

Занятия проводятся во второй половине дня, в 1 и 3 четверг месяца.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема занятия Задачи

Сентябрь

1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;

- Учить правильно подбирать цвета и оттенки;

- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;

- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжетосложению и композиции.

2. «Божья коровка Пятнашка» -Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.

Октябрь

1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;

2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии;

- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;

-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;

- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.

Ноябрь

1. «Листопад» - Учить приёмам пластилинографии –размазывание пластилина в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;

- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Воспитывать терпение и усидчивость.

2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» -Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;

- Продолжать осваивать навыки пластилинографии : отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.

Декабрь

1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

- Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;

- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.

2. «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» - Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;

- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Январь

1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;

- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии;

-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;

- Развивать аккуратность при работе с пластилином;

- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Февраль

1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.

Март

1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;

- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;

- Развитие цветовосприятия;

- Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;

- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.

2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;

- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилинографии;

- Продолжать развивать мелкую моторику рук;

- Создать у детей интерес к работе с пластилином.

Май

1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;

- Развивать цветовосприятие;

- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».

2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лыкова И. А.»Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).

3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.

5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.

6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.

7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.

8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

«ВОИН – ЗАЩИТНИК»

Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы.

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ!»

Фото «Чудеса из пластилина»

«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»

Программа кружковой работы по пластилинографии  для детей подготовительной группы. - фото

«ПАМЯТНИК ДЕСАНТНИКАМ»

Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-365781-1477151365.jpg" не найден!

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ КОСМОС»

Фото №1 Пояснительная записка Фото №2 Художественно эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника

«МИРУ – МИР!»

Фото №3 Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей умений навыков которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности
Публикации по теме:

«Чудеса пластилина» (фотоотчет поделок из пластилина во второй группе раннего возраста)«Чудеса пластилина» (фотоотчет поделок из пластилина во второй группе раннего возраста) У детей второй группы раннего возраста еще не очень хорошо получается делать поделки из пластилина, так как слабо развита мелкая моторика.

Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение)Фотоотчет кружковой работы по пластилинографии (продолжение) Как быстротечно время! Не успели оглянуться: до конца учебного года осталось почти два месяца! Думаю, что ребятам было интересно заниматься.

Перспективное планирование кружковой работы «Волшебная ниточка» в технике «изонить» для подготовительной группы Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом кружковой работы с детьми подготовительной группы в технике "изонить" Изонить (другие.

Перспективный план кружковой работы по обучению чтению детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Кизел, Пермский край Перспективный план кружковой.

Программа кружковой работы «В гостях у Угадайки» Программа кружковой работы в старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у Угадай-ки» Актуальность темы Человек начал придумывать.

Программа кружковой работы по лепке на летний период «Дело мастера боится» для детей 3–5 лет и 5–7 лет Цели и задачи кружковой работы для детей 3 – 5 лет: 1. Познакомить детей с пластилином. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание творить.

Программа кружковой работы в мини-музее «Курочка Ряба» Программа кружковой работы «Мини-музей «Курочка Ряба»» Руководители: воспитатель Белова Ю. Н. Пояснительная записка. Направление музейной.

Программа кружковой работы в подготовительной группе «Умелые ручки». Срок реализации программы 1 год Актуальность Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического.

Программа по кружковой работе для детей младшей группы «Шоврие» («Зайчик») Патриотическое воспитание детей занимает далеко не последнее место в системе образования. Сегодня ярко ощущается потребность в восстановлении.

Рабочая программа кружковой работы Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказки «Приключение Капельки» и повышению интереса к художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы по пластилинографии «Чудеса из пластилина» для детей подготовительной группы.
Опубликовано: 22 октября 2016 в 18:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки