МААМ-картинки

Программа кружковой работы «В гостях у сказки»

Пельменёва Альбина
Программа кружковой работы «В гостях у сказки»

Одним из основных направлений образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС дошкольного образования является патриотическое воспитание. К содержательному компоненту патриотического воспитания относятся представления ребенка о культуре народа, традициях, истории, природе родного края.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, так как в дальнейшем это поможет с пониманием и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикация «Программа кружковой работы „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Цель кружка: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста на основе сказок.

Принципы работы:

- методическая интерпретация потенциала этнопедагогики;

- интеграция всех видов деятельности детей;

- культуросообразность;

- расширение связей ребёнка с окружающим миром, диалога культур;

- опора на эмоционально- чувственную сферу ребёнка.

Работа реализуется:

- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки;

- при интеграции различных видов деятельности: игровой, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной;

- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учётом этнокультурных особенностей детей.

Формы организации:

- интегративные занятия, экскурсии, студийная, музейная работа;

- театральные формы работы, посиделки перед камельком;

- сюжетные игры, игры-фантазирование, изобразительная деятельность.

Методы и приемы:

- рассказывание сказок,

- беседы,

- проблемные ситуации,

- моделирование,

- драматургия занятий,

- режиссерские игры,

-диалог,

- сказкотерапия;

- тренинги.

Этапы работы со сказкой:

I этап - ориентировочный. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках. При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которые показывает картину мира данного народа.

II этап – предварительный. На данном этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно перед сном в сопровождении некой таинственности и волшебства, так как в данном случае дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.

III этап – основной. Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные). Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке.

Одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5-2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание и прослушивание сказки.

IV этап - заключительный. На этом этапе нужно организовать самостоятельное общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребёнок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно - речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссёры ставят сказку, работают над декорацией.

При представлении сказки используются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети рисуют сказку, делают аппликации. Для изготовления кукол-персонажей сказок можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпочные, вязаные, мягкие игрушки и т. д) и по-разному преподнести их образ. Благодаря этому ребёнку не преподносится образ-эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Это все даёт детям дошкольного возраста без труда запомнить текст, смысл сказки, стать участником действий сказки. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребёнка по смысловой нагрузке сказки.

Технология работы по сказкам

(сказки подобраны по этнокультуре якутского, русского, эвенского, эвенкийского, юкагирского народов).

3-4 года «Лиса и медведь»

«Мышь и лось»

«Как лягушка верхом ездила»

«Дети – узоры»

«Птичка и Алаа Могус»

«Таал-Таал бабушка»

«Как почернел кончик хвоста у горностая»

«Мальчик сирота»

«Чирок и беркут»

«Как звери спасли солнце»

4 - 5 лет «Сказка о зайце»

«Как ворона стала черной»

«Тетерев и щука»

«Почему кукушка перестала вить себе гнездо»

«Куропатка»

«Старуха Хабарата и Алаа Могус»

«Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»

«Старуха Таал-Таал»

«Тесто – богатырь»

«Умелая дележка»

«Жеребец и бык пороз»

«Скупой рыбак»

«Алаа – Могус и Чаачахаан»

«Как Тартекян песца проучил»

5 - 6 лет

6-7 лет «Собрание птиц»

«Мэник – Мэнигийээн»

«Старуха Сютюкян»

«Лыыбырда»

«Умный бедняк – крестьянин»

«Медвежий сын Мишка –Михайло»

«Семеро братьев»

«Хороший Юдиян»

«Лиса и журавль»

«Лиса и волк – сожители»

«Выгляни – петух»

«Почему у нас зимой нет солнца»

Виды работ:

1. Рассказ перед сном.

2. Показ на фланелеграфе, или на магнитной доске.

3. Настольный театр.

4. Пальчиковый театр.

5. Кукольный театр.

6. Рисование.

7. Игра-драматизация.

8. Игра – фантазирование.

9. Придумывание собственных сказок.

Примерный календарно-тематический план в средней группе.

октябрь 1 неделя - знакомство с якутским уголком;

2неделя – «Чорон – якутская посуда»;

3неделя - знакомство с русской культурой;

4неделя – «Русская народная посуда». -

Виды деятельности:

-рассматривание якутского уголка;

-лепка из пластилина;

- рассматривание старинной избы;

- лепка из пластилина ложки.

ноябрь 1 неделя - «Мой народ Саха»;

2неделя - пословицы, поговорки, загадки народа Саха;

3неделя – быт и уклад народа Саха в сказках;

4неделя - подвижные игры народа Саха.

Виды деятельности:

- беседа, слайдовая презентация;

- отгадывание загадок;

- беседа с рассматриванием иллюстраций;

- разучивание игры «Солнце».

декабрь 1 неделя – знакомство со сказкой «Птичка и Алаа Могус»;

2неделя - рассказывание сказки с показом;

3неделя - игра-драматизация;

4неделя – практическая работа «Оживим сказку».

Виды деятельности:

- чтение сказки;

- пальчиковый театр;

- драматизация отрывка сказки (нац. шапка охотника, ружьё, маска горностая);

- рисование сказки.

январь 1 неделя – сказка «Мышь и лось»;

2 неделя - дидактические игры;

3неделя - рассказывание сказки с показом;

4неделя – «В гостях у сказки «Мышь и лось».

Виды деятельности:

- чтение сказки;

- «Сложи из частей целое и назови отрывок сказки»;

- настольный театр;

- просмотр видеозаписи сказки

февраль 1 неделя – сказка «Лиса и медведь»;

2 неделя - рассказывание сказки с показом;

3 неделя - дидактическая игра;

4 неделя - игра-драматизация.

Виды деятельности:

- прослушивание сказки на аудиозаписи;

- кукольный театр (вязаные куклы);

- классификация сказок;

- самостоятельная деятельность детей.

март 1неделя – сказка «Дети - узоры»;

2неделя - рассказывание сказки с показом;

3неделя – пальчиковый театр;

4неделя – игра «Опиши героев сказки».

Виды деятельности:

- чтение сказки;

- показ на магнитной доске;

- инсценировка сказки;

- рисование героев сказки.

апрель 1 неделя – знакомство со сказкой «Как Тертекян песца проучил»;

2 неделя – прослушивание сказки;

3 неделя – практическая работа;

4 неделя- инсценировки сказки детьми.

Виды деятельности:

- знакомство с героями сказки;

- лепка из пластилина героев сказки на выбор детей;

- подготовка.

май 1 неделя - инсценировки сказки детьми;

2 неделя – открытое мероприятие «В гостях у сказки»;

Виды деятельности:

-инсценировка сказки перед гостями;

- оформление выставки работ детей.

Литература:

1. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов. - М., 1997.-337с.

2. Концепция модернизации структуры и содержания российского образования// Наука и школа. - 2003. - №1. - с. 3-19.

3. Михалёва О. И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей ст. дошкольного возраста: на материале дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия):дис. канд пед наук /О. И. Михалёва. -Якутск,2003.-150с.

4. Ситникова Н. В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию/ Н. В. Ситникова // Народное образование Якутии. -2003. -№2. – с 23-27.

5. Степанова О. Н. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие для воспитателей / Сост. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. - Я. : Изд-во ИПКРО им. С. Н. Донского-2006.-65с.

Публикации по теме:

Программа кружковой работы «Разноцветные слова» по мнемотехнике. СОДЕРЖАНИЕ № п/п Наименование разделов Стр. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка: 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы.

Программа кружковой работы центра социальной помощи семье и детям Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям Иланский» Программа.

Программа кружковой работы «Картинки на песке» Автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» Утверждено на заседании.

Программа кружковой работы по ПДД «Красный, желтый, зеленый» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Программа кружковой работы по пластилинографии «Пластилиновая сказка» Программа «Пластилиновая сказка» Пояснительная записка: Ребёнок начинает познавать мир самым эффективным и безотказным способом - всё нужно.

Программа кружковой работы по удмуртским народным играм Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нынекский детский сад» Утверждаю Заведующий ДОУ ___ М. П. Цыкова Программа.

Программа кружковой работы по развитию речи. Возраст детей 4–6 лет 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В настоящее время количество детей с недостатками произношения с каждым годом увеличивается.

Программа кружковой работы по тестопластике «Мукосолька» Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №10 г. Киренска» Программа кружковой работы «Мукосолька».

Рабочая программа кружковой работы по экспериментированию в старшей группе бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад №319» Принято: На педагогическом совете Протокол № от 2017г. Утверждаю.

Программа кружковой работы «Волшебные кружочки» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы «В гостях у сказки»
Опубликовано: 19 января 2018 в 09:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД