Пельменёва Альбина
Программа кружковой работы «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС дошкольного образования является патриотическое воспитание. К содержательному компоненту патриотического воспитания относятся представления ребенка о культуре народа, традициях, истории, природе родного края.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, так как в дальнейшем это поможет с пониманием и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Программа кружковой работы „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Цель кружка: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста на основе сказок.
Принципы работы:
- методическая интерпретация потенциала этнопедагогики;
- интеграция всех видов деятельности детей;
- культуросообразность;
- расширение связей ребёнка с окружающим миром, диалога культур;
- опора на эмоционально- чувственную сферу ребёнка.
Работа реализуется:
- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки;
- при интеграции различных видов деятельности: игровой, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной;
- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учётом этнокультурных особенностей детей.
Формы организации:
- интегративные занятия, экскурсии, студийная, музейная работа;
- театральные формы работы, посиделки перед камельком;
- сюжетные игры, игры-фантазирование, изобразительная деятельность.
Методы и приемы:
- рассказывание сказок,
- беседы,
- проблемные ситуации,
- моделирование,
- драматургия занятий,
- режиссерские игры,
-диалог,
- сказкотерапия;
- тренинги.
Этапы работы со сказкой:
I этап - ориентировочный. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках. При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которые показывает картину мира данного народа.
II этап – предварительный. На данном этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий - это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно перед сном в сопровождении некой таинственности и волшебства, так как в данном случае дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.
III этап – основной. Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные). Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке.
Одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5-2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание и прослушивание сказки.
IV этап - заключительный. На этом этапе нужно организовать самостоятельное общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребёнок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно - речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссёры ставят сказку, работают над декорацией.
При представлении сказки используются различные виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети рисуют сказку, делают аппликации. Для изготовления кукол-персонажей сказок можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпочные, вязаные, мягкие игрушки и т. д) и по-разному преподнести их образ. Благодаря этому ребёнку не преподносится образ-эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Это все даёт детям дошкольного возраста без труда запомнить текст, смысл сказки, стать участником действий сказки. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребёнка по смысловой нагрузке сказки.
Технология работы по сказкам
(сказки подобраны по этнокультуре якутского, русского, эвенского, эвенкийского, юкагирского народов).
3-4 года «Лиса и медведь»
«Мышь и лось»
«Как лягушка верхом ездила»
«Дети – узоры»
«Птичка и Алаа Могус»
«Таал-Таал бабушка»
«Как почернел кончик хвоста у горностая»
«Мальчик сирота»
«Чирок и беркут»
«Как звери спасли солнце»
4 - 5 лет «Сказка о зайце»
«Как ворона стала черной»
«Тетерев и щука»
«Почему кукушка перестала вить себе гнездо»
«Куропатка»
«Старуха Хабарата и Алаа Могус»
«Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами»
«Старуха Таал-Таал»
«Тесто – богатырь»
«Умелая дележка»
«Жеребец и бык пороз»
«Скупой рыбак»
«Алаа – Могус и Чаачахаан»
«Как Тартекян песца проучил»
5 - 6 лет
6-7 лет «Собрание птиц»
«Мэник – Мэнигийээн»
«Старуха Сютюкян»
«Лыыбырда»
«Умный бедняк – крестьянин»
«Медвежий сын Мишка –Михайло»
«Семеро братьев»
«Хороший Юдиян»
«Лиса и журавль»
«Лиса и волк – сожители»
«Выгляни – петух»
«Почему у нас зимой нет солнца»
Виды работ:
1. Рассказ перед сном.
2. Показ на фланелеграфе, или на магнитной доске.
3. Настольный театр.
4. Пальчиковый театр.
5. Кукольный театр.
6. Рисование.
7. Игра-драматизация.
8. Игра – фантазирование.
9. Придумывание собственных сказок.
Примерный календарно-тематический план в средней группе.
октябрь 1 неделя - знакомство с якутским уголком;
2неделя – «Чорон – якутская посуда»;
3неделя - знакомство с русской культурой;
4неделя – «Русская народная посуда». -
Виды деятельности:
-рассматривание якутского уголка;
-лепка из пластилина;
- рассматривание старинной избы;
- лепка из пластилина ложки.
ноябрь 1 неделя - «Мой народ Саха»;
2неделя - пословицы, поговорки, загадки народа Саха;
3неделя – быт и уклад народа Саха в сказках;
4неделя - подвижные игры народа Саха.
Виды деятельности:
- беседа, слайдовая презентация;
- отгадывание загадок;
- беседа с рассматриванием иллюстраций;
- разучивание игры «Солнце».
декабрь 1 неделя – знакомство со сказкой «Птичка и Алаа Могус»;
2неделя - рассказывание сказки с показом;
3неделя - игра-драматизация;
4неделя – практическая работа «Оживим сказку».
Виды деятельности:
- чтение сказки;
- пальчиковый театр;
- драматизация отрывка сказки (нац. шапка охотника, ружьё, маска горностая);
- рисование сказки.
январь 1 неделя – сказка «Мышь и лось»;
2 неделя - дидактические игры;
3неделя - рассказывание сказки с показом;
4неделя – «В гостях у сказки «Мышь и лось».
Виды деятельности:
- чтение сказки;
- «Сложи из частей целое и назови отрывок сказки»;
- настольный театр;
- просмотр видеозаписи сказки
февраль 1 неделя – сказка «Лиса и медведь»;
2 неделя - рассказывание сказки с показом;
3 неделя - дидактическая игра;
4 неделя - игра-драматизация.
Виды деятельности:
- прослушивание сказки на аудиозаписи;
- кукольный театр (вязаные куклы);
- классификация сказок;
- самостоятельная деятельность детей.
март 1неделя – сказка «Дети - узоры»;
2неделя - рассказывание сказки с показом;
3неделя – пальчиковый театр;
4неделя – игра «Опиши героев сказки».
Виды деятельности:
- чтение сказки;
- показ на магнитной доске;
- инсценировка сказки;
- рисование героев сказки.
апрель 1 неделя – знакомство со сказкой «Как Тертекян песца проучил»;
2 неделя – прослушивание сказки;
3 неделя – практическая работа;
4 неделя- инсценировки сказки детьми.
Виды деятельности:
- знакомство с героями сказки;
- лепка из пластилина героев сказки на выбор детей;
- подготовка.
май 1 неделя - инсценировки сказки детьми;
2 неделя – открытое мероприятие «В гостях у сказки»;
Виды деятельности:
-инсценировка сказки перед гостями;
- оформление выставки работ детей.
Литература:
1. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов. - М., 1997.-337с.
2. Концепция модернизации структуры и содержания российского образования// Наука и школа. - 2003. - №1. - с. 3-19.
3. Михалёва О. И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей ст. дошкольного возраста: на материале дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия):дис. канд пед наук /О. И. Михалёва. -Якутск,2003.-150с.
4. Ситникова Н. В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию/ Н. В. Ситникова // Народное образование Якутии. -2003. -№2. – с 23-27.
5. Степанова О. Н. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие для воспитателей / Сост. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. - Я. : Изд-во ИПКРО им. С. Н. Донского-2006.-65с.