Лейла Коцева
Программа по театрально-игровой деятельности «Кукольный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Кукольный театр»
Содержание
1. Пояснительная записка…2
1.1 Актуальность…. 3
1.2 Педагогическая целесообразность…. 3
1.3 Цели и задачи программы….….…. 4
1.4 Принципы, методы и приемы….…. 5
2. Планируемые результаты….…. 5
3. Способы получения результатов…. 6
4. Учебно-тематический план….6
5. Материально-техническое обеспечение…. 9
6. Список литературы….9
Публикация «Программа по театрально-игровой деятельности „Кукольный театр“» размещена в разделах
«Если б смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
К. С. Станиславский.
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе пособий Т. Н. Дороновой «Играем в театр» Москва Просвещение, 2004 год; А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду». Методические рекомендации» Москва Творческий Центр, 2009 год. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам» и реализуется в МКДОУ «Ручеек» г. п. Чегем.
Продолжительность реализации программы — 1 год. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий).
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
• Конвенция о правах ребенка (1989г);
• Концепция дошкольного воспитания;
• СанПин 2.4.1.3049-13
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ
Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплощения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка «Кукольный театр».
Почти все дети хотят привлечь внимание окружающих к себе. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуя по поводу своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хочется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. Эти проблему и хочется решить, создавая кукольный кружок.
Ты – в образе куклы. Сказки ты знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей кукле. И игра, и работа, и признание! Всё вместе. Это настолько увлекает детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзей, а главное находят себя. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.
1.2 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решать многие воспитательно - образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения.
1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы
- Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы :
• Формировать и развивать познавательный интерес детей к кукольному театру;
• Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творческое мышление, память, речь, интерес к чтению;
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
• Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
• Воспитывать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту.
•
1.4 ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
1. доступность драматического материала, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2. последовательное и целесообразное накопления художественных впечатлений.
3. содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
4. ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
5. максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
6. сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
7. учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения:
• наглядный – наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
• информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и ребенка;
• репродуктивный – уточнение и воспроизведение известных действий по образцу (метод показа);
• игровой – использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания ситуаций.
Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Развитие у детей творческого потенциала, способностей, познавательного интереса;
2. Формирование у детей доброжелательности, коммуникабельности;
3. Применение детьми творческой активности в разных видах самостоятельной деятельности;
4. Постановки кукольных спектаклей, драматизаций сказок.
3. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
• наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
• анализ продуктов детской деятельности;
• специальные педагогические пробы, организуемые педагогом;
• организация кукольных спектаклей для детей ДОУ;
• детские музыкальные инструменты;
• различные атрибуты, декорации;
• наличие кукол для театра и ширмы.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Октябрь
Дата проведения занятия № п/п Тема
1.10.2019 1 Беседа «Что такое театр?».
4.10.2019 2 Обсуждение персонажей сказки. Упражнение с куклами.
8.10.2019 3 Репетиция сказки «Репка».
18.10.2019 4 Репетиция сказки «Репка».
22.10.2019 5 Показ сказки " Репка"
Ноябрь
Дата проведения занятия № п/п Тема
5.11.2019 1 Упражнение с куклами. Обсуждение персонажей сказки.
12.11.2019 2 Репетиция сказки «Лиса и заяц».
15.11.2019 3 Репетиция сказки «Лиса и заяц».
22.11.2019 4 Показ сказки "Лиса и заяц".
Декабрь
Дата проведения занятия № п/п Тема
6.12.2019 1 Распределение ролей. Упражнение с куклами
10.12.2019 2 Распределение ролей. Упражнение с куклами
13.12.2019 3 Репетиция сказки «Колобок».
17.12.2019 4 Показ сказки "Колобок"
Январь
Дата проведения занятия № п/п Тема
10.01.2020 1 Распределение ролей. Упражнение с куклами.
14.01.2020 2 Репетиция сказки «Теремок».
17.01.2020 3 Репетиция сказки «Теремок».
24.01.2020 4 Показ сказки "Теремок"
Февраль
Дата проведения занятия № п/п Тема
4.02.2020 1 Распределение ролей. Упражнения с куклами.
7.02.2020 2 Упражнения с куклами на ширме.
14.02.2020 3 Отработка диалогов. Репетиция сказки "Чебурашка"
18.02.2020 4 Репетиция сказки "Чебурашка"
25.02.2020 5 Показ сказки «Чебурашка»
Март
Дата проведения занятия № п/п Тема
3.03.2020 1 Распределение ролей. Упражнения с куклами
6.03.2020 2 Упражнения с куклами на ширме.
13.03.2020 3 Отработка диалогов. Репетиция сказки "Красная шапочка"
17.03.2020 4 Репетиция сказки "Красная шапочка"
24.03.2020 5 Показ сказки «Красная шапочка»
Апрель
Дата проведения занятия № п/п Тема
7.04.2020 1 Распределение ролей. Упражнения с куклами.
10.04.2020 2 Упражнения с куклами на ширме.
17.04.2020 3 Репетиция сказки "Волк и семеро козлят"
24.04.2020 4 Репетиция сказки "Волк и семеро козлят"
28.04.2020 5 Показ сказки «Волк и семеро козлят» для детей детского сада
5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Музыкальный зал;
• Плоскостной театр;
• Театр игрушки;
• Куклы;
• Декорации;
• Ширма;
• Технические средства ;
• Диски с записями шума моря, леса и др;
• Диски с музыкой, детскими песнями.
•
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика и организация театральной деятельности дошкольников : Программа и репертуар. Э. Г. Чурилова. Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001 г.
2. Театрализованная деятельность в детском саду : Методические рекомендации. Игры, упражнения, сценарии Е. А. Антипина. Творческий цент, Москва, 2009 г.
3. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. Е. С. Петрова, Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева «Школьная Пресса», Москва 2000г.
4. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. М. Д. Маханёва. Творческий центр. Москва 2001 г.
5. Программа «Маленький актер» : для детей 5-7 лет. Методическое пособие. Т. С. Григорьева. Творческий центр. Москва 2012 г.
6. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. Поляк Л. Я. Санкт – Петербург «Детство – Пресс». 2001г.
7. «Играем в театр»» Т. Н. Доронова, Москва «Просвещение, 2004 г.
8. «Кукла, я тебя знаю» И. Ярославцева