Приложение МААМ

Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ

Жанна
Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте"

Платон

В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

Публикация «Программа „Мир танца“, по дополнительному образованию в ДОУ» размещена в разделах

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам,

которые очень пригодятся ему в жизни.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.

Как приятно смотреть на человека грациозного, пластичного, жизнерадостного. Дети всегда стремятся обладать такими качествами. Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца, музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться.

Возраст 5 - 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, я попыталась создать ряд занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога

принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

Содержание работы

В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ,

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий.

Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: танцы, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов:

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе. Объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.

Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, заключительная часть (дыхательные упражнения).

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий старалась придать им развивающий характер; придумывала обеспечение ДА детей, самостоятельности, творчества, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.

На организацию данной работы отводится 72 часа. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет, работа с которыми будет проводится 2 раза в неделю в виде групповых и индивидуальных (по мере необходимости) занятий.

Цель программы :

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики.

Задачи программы

Обучающие:

• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

• обучить основам импровизации.

Развивающие:

• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• формирование художественного вкуса;

• развитие выразительности движения;

• развитие координации движения.

Воспитательные:

• воспитание интереса к занятиям ритмикой;

• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

• развитие мышления, воображения, познавательной активности;

• воспитывать любовь к русскому фольклору, задорной русской пляске.

Ожидаемые результаты

Должны уметь:

- заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью.

- самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли).

- использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.

Должны знать:

-некоторые виды танца (р. н. т., эстрадный, классический т. д.)

- некоторые приёмы исполнения движений

Должны иметь представления:

- о танцевальной культуре

- танцевальных профессиях

В течении года, используя полученные знания и умения, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском сад

Перечень методического

материала

Перечень дидактического

материала

Перечень технического

материала

Ж. Е Фирилева «Са-фи-Дансе» ,

Г. А. Колодницкий «Ритмические упражнения и танцы для детей»,

Е. А Пинаева «Ритмика»,

Е. Буренина «Ритмическая мозаика»

Костюмы и атрибуты к народным, сюжетным танцам.

Магнитофон, видеомагнитофон, синтезатор, музыкальный центр.

Компакт – диски с записью музыки различного стиля:

-«Ритмическая мозаика» выпуск 1,2,3,4.

- 100 лучших песен для детей;

- «Танцы народов мира»;

- Радынов «Мы слушаем музыку»

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностико-организационный.

Он включает в себя:

• обеспечение материально-технической базы;

• создание системы диагностики развития детей в процессе реализации программы;

• разработка отдельных форм и методов работы с детьми;

• организация информационно-методического обеспечения;

• разработка авторской программы.

Второй этап – организационно-практический

Разработана система его реализации по трем основным направлениям:

• Работа с родителями

• С педагогами

• С детьми

Работа с родителями

Задачи:

• Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.

• Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.

• Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.

• Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Активные формы работы с родителями.

• Родительская гостиная “Программа “Мир танца ” как современная педагогическая технология, направленная на развитие хореографических способностей дошкольников”.

• Презентация авторской программы “Мир танца ”

• Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада

• Организация работы по подготовке концертных костюмов.

Выступления детей на родительских собраниях.

Работа с педагогами

Консультации психолога «Лечим «звездную болезнь»», «Поддержка высокой самооценки ребенка».

Формы работы с одаренными детьми

Основная форма занятий – практическая. Но в процессе обучения обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы. В результате бесед у детей вырабатывается способность анализировать пройденный материал.

Третий этап- итогово-аналитический

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2013 году. На данном этапе предполагается:

- сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей;

- мониторинг личных достижений детей;

- анализ деятельности педагога по организации работы с детьми;

- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана - программы дальнейшей работы в этом направлении.

Тематическое планирование

Тема Часы

Диагностика 1

Введение 1

I «Здравствуй, Осень золотая»

Танец с зонтиками

10

II «Танцы народов мира»

Испанский танец

Японский танец с веерами

10

10

III «Современные танцы»

Танец «А ты меня любишь»

6

IV «Русские узоры»

Танец «Ромашка»

7

V «Югра моя»

Танец важенок 6

VI «Песни войны»

Танец «Синий платочек»

7

VII Спортивные танцы

Танец «Самба» 7

VIII «Делу время –потехе час»

(Выступления детей) 6

IX «Мониторинг» 1

Всего часов 72 часа

План выступлений детей

Мероприятия Дата

Осенний утренник Октябрь

День матери Ноябрь

День рождения детского сада Декабрь

Новогодний утренник Декабрь

Рождественские каникулы Январь

День защитника отечества

День победы Февраль

Май

Женский день Март

Весенний утренник Апрель

Выпускной Май - июнь

Отчетный концерт

Май- июнь

Календарное планирование освоения элементов танцевальных движений и разновидностей танцевального шага

№№

занятий

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Репертуар

Раздел 1.

Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

Тема 1.1.

Ориентировка в пространстве.

Исходные положения.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

Январь

2 неделя «Марш» Л. Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Тема 1.2.

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.

Январь

3 неделя «Нетерпеливые бегуны» С. Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

Тема 1.3.

Элементы русской пляски

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга, в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. Январь

4 неделя Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

«Калинка»

Тема 1.4.

Контрастные темпы.

Происхождение и особенности русского хоровода.

Положение рук в русской пляске.

Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

Февраль

1 неделя «Вейся, вейся, капуста» р. н. п.

Тема 1.5.

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы, дробный шаг.

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

Движение с ускорением, замедлением темп Февраль

2 неделя «Карусель», «Певучий хоровод» Т. Ломова, «Танцуем сидя».

Тема 1.6.

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

Перепляс.

Танцевальные комбинации русских танцев.

Февраль

3 неделя Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,

перепляс «Стенка на стенку»,

Тема 1.7.

Танцевальные импровизации.

Февраль

4 неделя Р. н. п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р. н. м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Раздел 2.

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

Тема 2.1

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

Полуприсядка, «ковырялочка».

Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

Март

1 неделя «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р. н. п.

Тема 2.2.

Виды хлопков.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. Март 2 неделя Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки» П. Чайковский «Шарманщик поёт»

Тема 2.3.

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства» : расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Март

3 неделя Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С. Руднева.

Тема 2.4.

Характерные движения.

Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. Март

4 неделя Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

Тема 2.5.

Парные пляски. Положения а парах.

Кадрили.

Упражнения на равновесие. Апрель

1 неделя «Русская пляска» (парами, игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг. н. п.

Тема 2.6.

Построения и перестроения группы:

«Воротца», «Звёздочки», «Карусели».

Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

Апрель

2 неделя Хоровод «Змейка с воротцами» С. Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Тема 2.7.

Повторение и подведение итогов.

Конкурс танцоров.

Апрель 3, 4 неделя Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

игра «Пляши, да не зевай» Е. Трестман,

Раздел 3.

Элементы классического танца.

Тема 3.1.

Основные позиции ног и рук в классическом танце. Октябрь

1 неделя «Мелодия» Т. Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш. Видора, «Мари» обр. Ж. Векерлена.

Тема 3.2.

Музыкальный размер 3\4.

Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

Постановка корпуса, осанка. Октябрь

2 неделя Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С. Руднева, «Менуэт»

Тема 3.3.

Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов. Октябрь

3 неделя «Полонез» Б. Андреев, «Экосез», №5 А. Жилин.

Тема 3. 4.

Перестроения в колонны по два, по четыре. Октябрь

4 неделя «Марш» Л. Вишкарёв

Раздел 4.

Танцевальные движения и современные танцы.

Тема 4.1.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.

Движение в парах.

Сентябрь

1 неделя «Каждая пара пляшет по своему» Л. Генералова,

«Финский танец». «Танго», Самбарита»

Тема 4.2.

Шаги польки.

Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

Поскоки на месте, кружение поскоками. Сентябрь

2 неделя Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Старинный французский галоп» обр. Ш. Видора

Тема 4.3.

Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов. Сентябрь

3 неделя «Лирический танец» Карамышев,

Тема 4.4.

Музыкально – пространственные композиции.

Сужение и расширение круга. Сентябрь

4 неделя «Флик - фляк», «Буги – вуги»

Тема 4.5.

Современные танцы.

Перестроения группы: из круга врассыпную.

Май

1 неделя Танец Синий платочек

Тема 4.6.

Эстрадный танец.

Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. Май

2 неделя Танец Самба

Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

Выступление на «Выпускном» утреннике. Май

3,4 неделя Танец Самба

Раздел 5 Танцы народов Мира

Тема 5.1

Испанский танец

Характерные движения Ноябрь

1,2 неделя

Танец с констаньетами

Тема 5.2

Японский танец

Плавность и нежность японского танца Ноябрь

3,4,неделя

Танец с веерами

Тема 5.3

Грузинский танец

Ходьба лезгинки Декабрь

1,2 неделя

Грузинский танец

Тема 5.4

Еврейский танец

Декабрь

3,4,неделя

Танец «Лиса»

Публикации по теме:

Портфолио — визитная карточка группыПортфолио — визитная карточка группы Портфолио группы В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным.

РитмикаРитмика Я веду в нашем саду кружок "Ритмическая мозаика". Детям нравиться играть в подвижные игры, танцевать. Мы разучиваем танцы, используя спортивный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ
Опубликовано: 8 октября 2012 в 18:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Жанна (УИ 21879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД