Наталья Самсонова
Программа «Мы вышли из одной песочницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Публикация «Программа „Мы вышли из одной песочницы“» размещена в разделах
В песочных картинах один из психотерапевтических ресурсов - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана - в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект.
Цель и задачи.
Цель: всестороннее развитие личности, через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Задачи: развитие личности и раскрытие потенциала детей;
повышение стрессоустойчивости ребенка;
формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений;
развитие мелкой моторики;
развитие эмоциональной сферы.
Формы занятий.
В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы занятий. Структура и содержание занятий меняются в зависимости от физического, психического состояния детей.
Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые используют все виды работ.
Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50*70*8 (где 50*70- размер поля, а 8- глубина). Традиционный размер для песочницы предназначен для индивидуальной работы.
СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
Некоторые рекомендации:
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически лоток нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графо моторными занятиями с песком.
Ожидаемые результаты.
Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
Снижение эмоциональной тревожности;
Повышение самооценки;
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие самосознания;
Закрепление положительных поведенческих реакций.
Список литературы.
1. ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г. -№5
2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
3. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2
Содержание.
1. «Песочный ручей».
2. «Найди Бегемотика».
3. «Мой город».
4. «Победи свой страх».
5. Игры с песком:
- спрячь руку.
- кто медленнее.
- узоры на песке.
- рисуем песком и на песке.
6. Фигурные дорожки.
7. Свободные игры с песком.