Получи документы

Программа «Мы вышли из одной песочницы»

Наталья Самсонова
Программа «Мы вышли из одной песочницы»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Публикация «Программа „Мы вышли из одной песочницы“» размещена в разделах

В песочных картинах один из психотерапевтических ресурсов - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана - в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект.

Цель и задачи.

Цель: всестороннее развитие личности, через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Задачи: развитие личности и раскрытие потенциала детей;

повышение стрессоустойчивости ребенка;

формирование адекватной самооценки и форм межличностных отношений;

развитие мелкой моторики;

развитие эмоциональной сферы.

Формы занятий.

В процессе работы используются групповые и индивидуальные формы занятий. Структура и содержание занятий меняются в зависимости от физического, психического состояния детей.

Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью. Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые используют все виды работ.

Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50*70*8 (где 50*70- размер поля, а 8- глубина). Традиционный размер для песочницы предназначен для индивидуальной работы.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

Некоторые рекомендации:

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

• Периодически лоток нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графо моторными занятиями с песком.

Ожидаемые результаты.

Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;

Снижение эмоциональной тревожности;

Повышение самооценки;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие самосознания;

Закрепление положительных поведенческих реакций.

Список литературы.

1. ГрабенкоТ. М. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г. -№5

2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

3. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2

Содержание.

1. «Песочный ручей».

2. «Найди Бегемотика».

3. «Мой город».

4. «Победи свой страх».

5. Игры с песком:

- спрячь руку.

- кто медленнее.

- узоры на песке.

- рисуем песком и на песке.

6. Фигурные дорожки.

7. Свободные игры с песком.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «История одной снежинки» "История одной снежинки" Цель: Углубление восприятия музыки, через различные виды деятельности. организация музыкально-оздоровительной.

«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки Волшебные стихи Александра Прокофьева «Люблю берёзку русскую…» создают живописную картину в сердце любого русского человека, задевают незримые.

«В один воскресный летний день мы вышли со двора». Фотозарисовки прогулки в лес«В один воскресный летний день мы вышли со двора». Фотозарисовки прогулки в лес Дорогие друзья! Уже давно никого не удивляет, что на образовательном портале "Маам" публикации содержат не только методические разработки,.

Видеоотчет «Дошколята вышли на флешмоб» В МБДОУ№28 г Шахты Ростовской области в рамках общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» прошёл экологический флэшмоб.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием песочницы Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием песочницы. Программные задачи: Учить составлять короткий рассказ.

Конспект эколого-психологического занятия «История одной варежки» Цель: формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе. Задачи: 1. Расширять чувственный.

Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры» В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра.

Конспект НОД по рисованию «Любопытные цыплята вышли на лужайку» для детей второй младшей группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» Конспект НОД по рисованию «Любопытные цыплята.

Проект «С природой одной он жизнью дышал. Художники-пейзажисты» Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования МУ «Информационно-методический центр».

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Мы вышли из одной песочницы»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 16:14
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Мы вышли из одной песочницы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самсонова (УИ 822152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД