Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Инна Залесская
Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

1 Тема инновационной программы.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Таким образом, нетрадиционное рисование в дошкольной организации одно из направлений решения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать творческие способности дошкольников.

Образовательный процесс в соответствии с программой «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (применение проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО) (далее Программа) построен на основе проектной деятельности или метода проекта.

При реализации Программы организуются выставки работ детей на территории поселка Незамаевский, которые способствуют формированию уважения ребенка к своему труду, творчеству, результату исследований, популяризации деятельности ДОУ.

В Программу включена работа с родителями и методика проведения мониторинга освоения воспитанниками приёмов рисования.

2 Методологическое обоснование программы.

2.1 Актуальность программы для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского Края.

В структуре профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ одной из ведущих компетенция является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией. Особенно это стало актуальным в условиях введения ФГОС ДО, так как от педагогов потребовалось умение использовать в работе такие инновационные технологии, которые бы открывали новые возможности для воспитания и обучения ребёнка, развитию у него инициативы, творческой активности и самостоятельности. Одним из эффективных и актуальных методов как раз и является метод проектов, применяемый в ДОУ.

Программа разработана с учетом, того что ее реализация происходит методом проекта.

При разработке Программы учитывались основные принципы, обозначенными принципами в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно:

1. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

2. Индивидуализации дошкольного образования;

3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Партнерства с семьей;

6. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;

7. Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Актуальность вопроса так же в повышение профессиональной компетентности педагогов и в популяризации деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности. Эти темы актуальны в данный момент в дошкольном образовании Краснодарского края.

2.2 Нормативно- правовое обеспечение инновационной программы

Нормативно-правовые ресурсы:

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2013г. №273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.);

Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 30;

Конвенция о правах ребенка (статья 13 (п. 1, 27,29,31);

Конституция РФ.

Организационные ресурсы:

Администрация ДОУ.

Кадровые ресурсы:

Все участники образовательной деятельности.

Учебно-методические ресурсы:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Нетрадиционные техники рисования по редакцией Т. А. Цквитария и др.

2.3 Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности

Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Ограничение ребенка в цвете, форме, линии;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире;

4. Строгое соблюдение педагогами методических рекомендаций;

5. Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).

2.4 Цель: развитие творческих способностей детей 3 – 7 лет при использовании нетрадиционной технике рисования.

2.5 Задачи:

1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

2. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;

3. Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

4 Повышение профессиональной компетентности педагогов ;

5. Популяризация деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.

2.6 Теоретические и методологические основания программы (принципы и подходы)

Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы работу творческих блоков. Изменения могут определяться видовым разнообразием дошкольных образовательных организаций, направлениями деятельности, приоритетной для данной дошкольной организации, особенностями детей, его посещающих (например, дети из семей имигрантов, режимом работы образовательной организации (например, с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, для групп детей разного возраста от трёх до семи лет, в том числе разновозрастных групп и т. д.

2.6.1 Принципы организации.

Принципы организации Программы:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-учёт возрастных и психологических особенностей детей;

-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-игровая форма подачи материала;

-сотрудничество Организации с семьей, школой.

-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

2.6.2 Приемы и методы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Предварительная работа с детьми: упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры и упражнения при совместной деятельности педагога и ребенка по нетрадиционному рисованию, пальчиковый театр.

2.6.3 Обеспечение активности детей в нетрадиционной деятельности:

Новизна обстановки;

Необычное начало работы;

Красивые и разнообразные материалы;

Интересные для детей неповторяющиеся задания;

Возможность выбора;

Рисования с помощью бросового материала.

3 Обоснование идеи, сущности инновации и механизма реализации инновационной программы

Ведущей формой и важной составляющей инновационной педагогической деятельности является эксперимент, результаты которого обогащают новыми знаниями об учебно-воспитательный процесс, дают возможность убедиться на основании педагогической практики в эффективности новых идей и технологий.

Нетрадиционная техника рисования новая в наше время технология, а реализация программы проектным методом - идея инновационная.

Программа направлена на :

-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляем собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Каждый из методов нетрадиционного рисования – это маленькая игра. А в игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др.

Игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.

Нетрадиционная техника рисования - игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка.

4 Обоснование новизны инновационной деятельности

Новизна педагогического опыта заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов, охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Содержание работы с детьми строится на личностно – ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход, прослеживаются связи со всеми образовательными областями. Практическая значимость Программы заключается в едином процессе обучающих и творческих методов и приёмов, в разработке авторских проектов.

Образовательные методы направлен на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;

2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

3. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

5 Содержание программы, изложенное относительно принципиальных особенностей программы.

Участники: воспитатели, дети дошкольного возраста 3-7 лет, родители.

Сроки реализации программы : 4 года обучения.

Планирование образовательной деятельности

Программа реализуется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога и ребенка, методом проекта. В педагогических проектах реализуются тематические мини- проекты (система матрешки).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Содержание программы обеспечивает:

- взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которые состоят в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей – беседы, индивидуальные консультации, мастер- классы;

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - родительские собрания по теме, совместные творческие дела, проектная деятельность.

- развитие личности, мотивации и способностей детей в нетрадиционной технике рисования и охватывает следующий образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие -направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию;

Познавательное развитие- развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале). Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь;

Художественно-эстетическое развитие- развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную);

Физическое развитие- развивать мелкую моторику рук.

Планирование образовательной деятельности

Реализации Программы состоит из 5 блоков (мастерских):

1. Блок «Педагогическая мастерская».

Взаимодействие в системе: педагог педагог.

Задача:

Повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.

Мероприятия:

-Консультации для педагогов «Нетрадиционная техника рисования»;

- Самообразование педагогов МБДОУ по технике нетрадиционного рисования (приложение 1);

-Участие в семинарах, совещаниях ;

-Обмен опытом с образовательными организациями;

- Мастер- класс «Нетрадиционная техника рисования»;

- доклады по теме на районных методических объединениях;

- разработка буклетов по нетрадиционной технике рисования, проектной деятельности для педагогов дошкольных организаций и т. д.

2. Блок «Проектная мастерская» .

Взаимодействие в системе: педагог дети.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

2. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;

3. Развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Мероприятия:

- План проектной деятельности педагогов МБДОУ (Приложение2).

Проекты разработаны на каждую возрастную категорию детей, на период учебного года. Образовательная деятельность в проекте реализуется согласно перспективного плана совместной деятельности педагога и ребенка по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

3. Блок «Творческая мастерская» .

Взаимодействие в системе: педагог родители.

Задачи:

- Сотрудничество Организации с семьей.

Мероприятия:

- План работы творческой мастерской для родителей (приложение 3).

4. Блок «Семейная мастерская»

Взаимодействие в системе: родители дети.

Задачи:

Вовлечение семей в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Мероприятия:

- План детско-родительских проектов с использованием техники нетрадиционного рисования (приложение 4).

С родителями воспитанников ДОУ проведены был проведен опрос: об участии в образовательной деятельности в ДОУ родителей проектным методом. К каждой семье, желающей участвовать в образовательной деятельности ДОУ проектным методом, прикреплен педагог- куратор, для методической помощи.

5 Блок «Ярмарка достижений»

Взаимодействие в системе: педагог + дети+ родители.

Задачи:

-Популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности;

-Поддержка инициативы детей.

Мероприятия:

- План мероприятий направленных на реализацию задач блока «Ярмарка талантов» (приложение 5).

Образовательный процесс осуществляется на русском языке, с учётом гендерной специфики.

Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя периоды – образовательная деятельность в ходе совместной деятельности педагога и ребенка 1 раз в неделю. Длительность одного периода совместной деятельности в разновозрастной группе 5-7 лет - 25 – 30 минут, в разновозрастной группе 3-5 лет 15-20 минут, в группе 2-3 года 10 минут, во второй половине дня.

Требования к развивающей предметно- развивающей среде в программе :

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, а так же возможности для уединения ;

3. Обеспечивает учет возрастных особенностей детей;

4. Должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

6 Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность программы

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации ;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– маршруты индивидуального развития;

Были разработаны карты оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования с учетом диагностических карт Т. А. Цвиктария (Нетрадиционные техники рисования).

Целевые ориентиры на этапе завершения программы :

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-ребенка развита крупная и мелкая моторика;

-ребенок способен к волевым усилиям, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- обучения техникам нетрадиционного рисования, развитию творческих способностей, уверенности в себе, тактильного восприятия, изобразительных навыков и умений, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, зрительного восприятия, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Проектируемые (ожидаемые) результат представляют собой прямые и косвенные результаты:

Прямые:

- методические рекомендации «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для педагогов ДОУ;

- методические рекомендации по проектному методу для педагогов ДОУ;

- методические рекомендации «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для родителей;

- пакет материала для отслеживания динамики развития детей по нетрадиционной технике рисования.

Косвенные:

-повышения профессионального уровня педагога;

- предоставление информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а так же широкой общественности;

- повышение качества образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитие

8 Практическая значимость и перспективы развития инновации

Полученные результаты исследования могут иметь теоретическое значение для дальнейших разработок положений, методологических и методических основ использования инновационных возможностей в целях активизации инновационной деятельности дошкольных организаций.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов программы при определении перспективных направлений инновационного развития дошкольного образования. Так же результаты данной работы могут оказать помощь педагогам в организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста, имеющей своей целью развивать изобразительную деятельность у детей дошкольного возраста.

Перспектива. Продолжать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования. Систематизировать методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

9. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационной программы

Один из главных ресурсов необходимых для выполнения задач программы –кадровый.

Требования к кадровым условиям реализации программы включает:

1) укомплектованность ДОУ руководящими, педагогическими и иными работниками;

2) уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников Организации;

3) непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников Организации.

Организация укомплектована квалифицированными кадрами, в том числе руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, хозяйственными работниками.

Реализация программы осуществляется:

1. педагогическими работниками (воспитателями, старшим воспитателем, музыкальным руководителем);

2. учебно-вспомогательными работниками (помощниками воспитателей) ;

В целях эффективной реализации программы ДОУ создает условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в том числе их дополнительного профессионального образования.

Для успешной организации образовательного процесса с детьми в нашем детском саду активно внедряются и используются информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы:

Пользователи:

1. Сотрудники детского сада

2. Родители

3. Воспитанники

Раздел 1. Литература:

1.1 Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2015 год и др.

Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте.

Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 1… «Тестопластика» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Слайд 2…«Истоки способностей и дарований.

«Волшебные ладошки» — Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Автор — Огаркова Н. А. Воспитатель.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Проект «Цветные ладошки». Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей 3–7 лет Работу выполнил: Безуспарец Т. В. воспитатель I квалификационной категории Содержание: Актуальность Паспорт проекта Календарный.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Введение «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые.

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования «Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования» Творческие.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Программа «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 23:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста.
Лего - конструирование в детском саду В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся...
Поделки к осени!
Осенние поделки для детского сада и школы, которые вы смастерили своими руками – прекрасное занятие для детей и их родителей. Чтобы начать делать интересные...
Дидактическая игра «Подбери перышко по цвету» разновозрастная младшая группа.
Цель: учить детей различать и называть красный, зеленый, желтый, синий цвета;повторять фразы за воспитателем. Ход игры: Ребята посмотрите кто к нам пришел....
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Капитошка»
Под веселую музыку в зал вбегают два клоуна с царским указом, бегут вокруг елки, останавливаются, перед гостями. Клоун 1 ( ребенок) Слушай люд честной указ!...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе.
Программное содержание: Обучающие задачи: •Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. •Закрепить знания детей о геометрических фигурах....