Получи документы

Программа отдыха и оздоровления детей «Я — доброволец»

Антонина Баранова
Программа отдыха и оздоровления детей «Я — доброволец»

Программа отдыха и оздоровления детей

Введение

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного время школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.

Публикация «Программа отдыха и оздоровления детей „Я — доброволец“» размещена в разделах

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет загородный лагерь.

Сегодня детский лагерь представляет собой полностью слаженную структуру, которая оснащена всем необходимым для того, что бы ребенок находился в современном комфорте, а также, имел возможность почувствовать свою самостоятельность вдалеке от родительского дома.

Пояснительная записка

Особое значение в сфере образования имеет проблема организации каникулярного времени детей и подростков. Учреждения дополнительного образования, наоборот, именно в каникулярное время, как правило, активизируют свою деятельность.

Каникулярный отдых социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача учреждения отдыха и оздоровления детей – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Во время каникул развертывается неформальная деятельность сотрудничества, сотворчества и межличностного общения (более глубокого, чем в школе, равно интересные детям и взрослым. Это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться красиво, проигрывать и побеждать.

Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период проб и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательного учреждения.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации детей и подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей и подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Таким образом,

волонтёрское движение может стать одной из форм работы в условиях загородного оздоровительного лагеря, которое в полной мере может способствовать формированию морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности подрастающего поколения.

Актуальность. Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана тем, что Президент РФ объявил о 2018 годе, как о Годе добровольцев и волонтеров, дабы привлечь внимание социума к такому направлению как волонтерство. Чтобы большее количество людей присоединилось к безвозмездной помощи, рассказать про цели и традиции волонтерства. Будет сделан большой упор на законотворческую сферу. Это значит, что волонтеры будут больше проводить работы в медицинских учреждениях, будут участвовать в международных гуманитарных и экологических акциях, будут помогать в поисках пропавших людей, сохранять наследие РФ, как культурной, так и историческое и многое другое.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе отдыха и оздоровления детей в условиях детского лагеря на профилактических и обучающих занятиях, на творческих мероприятиях, и т. д. По принципу “равный-равному” будущие дети - волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском движении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Программа профильной смены «Я ДОБРОволец» предусматривает организацию летнего отдыха детей разного возраста в условиях временного детского коллектива.

Программа будет способствовать:

• формированию образа жизни, достойного человека;

• формированию жизненной позиции подростка;

• формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

• развитию способности и индивидуальному выбору жизненного пути.

Цель программы :

Развитие волонтерского движения в условиях загородного лагеря как одной из форм занятости в каникулярный период, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского движения.

Задачи программы :

Развитие коммуникативных способностей участников программы.

Выработка мотивации к добровольческому труду.

Формирование сплоченного коллектива волонтеров.

Пропаганда здорового образа жизни.

Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Развитие гражданственности и национального самосознания обучающихся.

Содержание программы

Весь комплекс запланированных мероприятий направлен на доступность получения детьми практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формировании мотивации здорового образа во время их пребывания в летнем оздоровительном лагере. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию ребенка и раскрытию его творческого потенциала. Работа педагогического состава направлена на помощь детям вырасти жизнеспособными, достойными гражданами своей страны, развитие коммуникативных качеств с учётом индивидуальных особенностей, а также приобщение детей к культуре здорового образа жизни. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию и умению творчески перерабатывать полученную информацию.

Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Успех реализации программы «Я ДОБРОволец» зависит от позитивного отношения и поддержки детскому волонтерскому движению со стороны администрации лагеря, педагогического и родительского коллектива, государственных и общественных организаций различного уровня.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. Каждый ребёнок имеет право на отдых, творчество и самореализацию.

2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.

3. «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.

4. «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку не имеют ограниченного режима работы в течение дня.

5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.

Механизм реализации программы

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) волонтерской деятельностью занимается всего 1% населения. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Само понятие «волонтерство» в России не очень популярно, для нас актуальнее понятия взаимопомощи, взаимовыручки.

В лагере будут объединены дети в группы по возрасту, в которых будет осуществляться образовательная и оздоровительная работа по основным направлениям добровольческой (волонтерской) деятельности:

• I группа «Заботливые руки» (дети от 6 до 8 лет).

Основная идея:

Сформировать общие первичные представления детей о таких нравственных категориях как:

- добро;

- зло;

- честь;

- дружба;

- любовь;

- уважение;

- взаимовыручка.

Сформировать умение видеть положительные и отрицательный проявления во взаимоотношении, желании совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым, друзьям и т. д.

Закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «Заботливость». Сформировать желание доставлять радость, удовольствие окружающим. Развивать психо - эмоциональную культуру поведения и взаимоотношения детей с окружающим социальным миром.

• II группа «Зелёный патруль» (дети от 9 до 11 лет).

Основная идея:

Это вид безвозмездной деятельности детей, направленный на пользу людей и на защиту окружающей среды. Проведение эколого-просветительской работы среди сверстников, а так же старших и младших товарищей, привлекая к участию в праздниках, конкурсах. Привлечение общественного внимания к актуальным вопросам охраны живой, воспитание бережного отношения к природе и природно-культурному наследию, ответственности за состояние окружающей среды, участие в природоохранных акциях и мероприятиях, включающих территории лагеря, распространение информационных и агитационных материалов экологической направленности, пропаганда здорового образа жизни.

• III группа «Здоровое поколение» (дети от 12 до 14 лет).

Основная идея:

Это подростковое объединение добровольцев для организации решения важной задачи – пропаганде здорового образа жизни. Содержание деятельности волонтерского отряда реализуется через информационно-организаторскую, культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, обучающую и развивающую деятельность. Особенностью данного детского объединения является включение в профилактическую работу добровольцев, подростков-волонтеров, которые занимаются социально-значимой деятельностью, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается. Работа направлена на поиск оптимальных путей профилактики зависимостей среди подростков, формирование у молодёжи здоровой, творческой активной социальной позиции через пропаганду здорового образа жизни.

• IV группа «Молодая гвардия» (дети от 15 до 17 лет).

Основная идея:

Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. Всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, повышение в обществе авторитета и престижа военной службы, сохранение и приумножение патриотических традиций.

Основой программы станет сюжетно - ролевая игра, которая вобрала в себя практически все виды творческих, интеллектуальных и спортивных дел. Согласно сюжету игры участники программы становятся студентами Школы добра (далее Школа). Школа делится на факультеты (возрастные группы) и в течение учебного года (21 день-1 смена, факультеты соревнуются за «Кубок добра», набирая и теряя баллы. За достижения и промахи каждого из участников могут быть начислены или сняты баллы с его факультета. Таким образом, в Школе используются групповые поощрения и наказания. Снимать или добавлять баллы факультетам имеют право руководители волонтерского движения лагеря. В конце смены факультет, набравший наибольшее количество очков, выигрывает «Кубок добра». Во главе Школы стоит руководитель движения (руководитель программы). Он отвечает за донесение важной информации до сведения студентов, наказания студентов за серьёзные проступки, реагирование на аварийные ситуации. Студентов ждет много интересного, увлекательного, они будут узнавать много нового и неизведанного ими ранее. Каждый день на организационном сборе Школы - «Линейка» факультетам поясняются задачи и распорядок всего дня.

В конце смены все обучающиеся выпускаются из Школы и получают дипломы.

Заповеди волонтеров

• Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

• Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

• Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

• Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

• Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

• Будь генератором идей!

• Уважай мнение других!

• Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!

• Обещаешь – сделай!

• Не умеешь – научись!

• Будь настойчив в достижении целей!

• Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

• Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

• -Знаем сами и малышей научим,

• Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики)

• -Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

-Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!

(Участие в конкурсах и мероприятиях по пропаганде ЗОЖ)

-Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в лагере.)

• -Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)

• -День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)

• -Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!

Публикации по теме:

Инновационные технологии физического оздоровления детей Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования.

Консультация для родителей «Как выбрать место для летнего отдыха. Общие правила отдыха с детьми» Наступило долгожданное лето. Подошло время отпуска и все так удачно складывается, что провести его можно всей семьей, да еще вместе с детьми.

Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы»Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы» Многие родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему ребёнку длительное время проводить.

Памятка «Обеспечение безопасного летнего отдыха детей» .

Программа летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере Содержание Паспорт программы Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Концепция программы Педагогическая идея программы Принципы.

Программа оздоровления детей «Крепыш» МБДОУ № 2 г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «КРЕПЫШ» Разработал воспитатель: Полякова Елена Юрьевна.

Программа оздоровления детей «Крепыш» МБДОУ № 2 г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «КРЕПЫШ» Разработал воспитатель: Полякова Елена Юрьев-на.

Ритмопластика как метод оздоровления детей РИТМОПЛАСТИКА КАК МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой.

Стенгазета «Доброволец: вчера, сегодня, завтра»Стенгазета «Доброволец: вчера, сегодня, завтра» 2018 год объявлен президентом Путиным В. В. годом добровольца и волонтера в России. Обучающимися и старшей вожатой Яковенко Е. А. МБОУ «Кайрактынская.

Вокалотерапия как метод оздоровления детей 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десятилетия в 2 раза увеличилось число.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа отдыха и оздоровления детей «Я — доброволец»
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 13:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД