Марина Фурсова
Программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2города Белореченска муниципальное образование Белореченский район
Программа дополнительного образования
по изодеятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования
для детей младшей группы
Автор:
воспитатель МБДОУ Д/С 2
Фурсова М. С.
2016-2017 уч. год
….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Публикация «Программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
1. Введение.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Разноцветные ладошки». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме,превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Актуальность программы
В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
Условия
Обеспечение программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа дополнительного образования «Разноцветные ладошки» на 2016-2017 учебный год. В программе М. А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.
Ожидаемый результат:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
2. Основная часть
Теоретическое обоснование
Цель программы :
Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Основные принципы работы с детьми:
Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).
Методы и приемы:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятель-ность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнениевсей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса среди педагогов и родителей;
-проектная деятельность.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф. И. ребенка Техника работы
с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная
деятельность
9 5 9 5 9 5
В В В В С В
В В С В С С
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Особенность возрастной группы
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности
Так как дети от 2 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одной культурной практики в неделю, во вторую половину дня в рамках работы программы по изодеятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.
Продолжительность Периодичность
в неделю Кол-во часов в год
15 мин 1 раз 36 часов
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– ватные палочки;
– печатки из овощей;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти с жесткой щетиной.
Учебно-тематический план
месяц тема
сентябрь Рисование пальчиками
1. «Мой любимый дождик»
2. «Пятнышки для жирафа»
3. «Листопад»
4. «Ветка рябины»
октябрь Рисование ладошкой
1. «Солнышко лучистое»
2. «Цветы»
3. «Осьминожки»
4. «Колобок»
ноябрь Оттиск штампом
1. «Цветы»
2. «Желтый одуванчик»
3. «Елочка»
4. «Цветные зонтики»
декабрь Рисование на манке
1. «Зайчик на прогулке»
2. «Веселые жучки»
3. «Деревья в снегу»
4. «Елочка»
январь Метод «принт» (бумаж. салфетка)
1. «Радуга-дуга»
2. «Флажки»
3. «Звездное небо»
4. «Ёжик»
февраль Рисование ватными палочками
1. «Зеленые и спелые ягоды»
2. «Покормим цыплят»
3. «Дождик, чаще, кап-кап-кап»
4. «Разноцветные шарики для Мишки»
март Кляксография
1. «Цветы»
2. «Дерево»
3. «Одуванчики»
4. «Кляксы»
апрель Пластилинография
1. «Шубка для ежика»
2. «Цветик-семицветик»
3. «Цыпленок -желтое чудо»
4. «Теплое солнышко»
май Повторение
1. «Грибы» (рисование ладошкой)
2. «Салют» (свечой)
3. «Одуванчики» (ватные палочки)
4. «Бабочки» (ватные палочки)
Содержание программы развития личностных качеств посредством нетрадиционного рисования
Месяц № Тема Программное содержание
сентябрь 1 «Мой любимый дождик»
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности. Воспитывать аккуратность
2 «Пятнышки для жирафа» Познакомить с техникой рисования пальцами, учить пользоваться красками, развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, речь, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к жирафу.
3 «Листопад» Продолжать учить детей набирать краску на палец.
Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.
. Упражнять в употреблении в речи нового слова - листопад. Развивать эстетическое восприятие осеннего пейзажа. Развивать мелкую моторику рук.
4 «Ветка рябины» Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).
Закрепить данные приемы рисования.
Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
октябрь 5 «Солнышко лучистое» Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».
Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.
6 «Цветы» учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики и ладошки. Продолжать учить детей проводить прямые линии. Закреплять знания цвета (желтого, зеленого).Развивать мышление, память. Развивать моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе
7 «Осьминожки» продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – печать ладошкой; формировать представление об обитателях морского дна; закреплять умение располагать рисунок в центре листа;развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение;воспитывать художественный вкус и интерес к художественному творчеству; воспитывать интерес к морским обитателям и желание изображать их на листе бумаги.
8 «Колобок» Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования «ладошкой»; способствовать формированию умения передавать образ «колобка» закрашивая ладошкой всю поверхность шаблона. Закрепить умение использовать в изобразительной деятельности нетрадиционную технику рисования «ладошкой» для изображения образа сказочного персонажа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, аккуратность, интерес к изобразительной деятельности
ноябрь 9 «Цветы» Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками.
Закрепить у детей знание цветов.
Воспитывать радостное настроение
10 «Желтый одуванчик» Формировать умение передавать образ цветка, его строение и форму, (рисовать штампом и пальчиками,актуализировать знания о цветке, развивать у детей восприятие, воображение, развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, ,воспитывать доброжелательное отношение в коллективе сверстников.
11 «Елочка» Знакомить детей с техникой рисования штампом (печатью). Сформировать умение рисовать елочные игрушки штампами (печатями, используя гуашь,Активизировать в речи детей прилагательные (красная, желтая, синяя, красивая, круглая).Воспитывать интерес к художественной литературе. Поддерживать двигательную активность детей.
12 «Цветные зонтики» научить приёмам нетрадиционной технике рисования-отпечатки штампами из овощей; вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат. Развивать творческие способности, внимание, воображение, речь, эстетическое восприятие, совершенствовать технику рисования гуашью в нетрадиционной форме- отпечаток штампами.
декабрь 13 «Маленькой елочке холодно зимой»
Познакомить детей с новой техникой «монотипия».
Учить детей наносить краску не выходя за контур.
Закрепить умение держать правильно кисть.
14 «Деревья у озера»
Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.
15 «Сирень в корзине» Продолжать учить детей рисовать пальчиками.
Побуждать детей к самостоятельности.
Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.
16 «Жили у бабуси два веселых гуся»
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство.
Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями.
Развивать воображение
январь 17 «Веселые цыплята»
Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Побуждать детей дополнять изображение деталями.
Развивать у детей чувства цвета и формы.
18
19 «Флажки»
«Звездное небо» Упражнять рисовать детей на предметах прямоугольной и квадратной форме. Уточнить представление о цвете и геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажка, упражнять играть в них. Развивать чувство формы и цвета.
Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования мятой бумагой; Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность при работе с красками.
февраль 20 «Ежик» Продолжить знакомить нетрадиционной изобразительной техникой рисования оттиском смятой бумаги, упражнять в технике печатания; Расширять знания о животных; Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
21 «Ёжик»
Совершенствовать умение рисовать ладонью.
Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.
Воспитывать воображение.
22 «Киска, киска, киска брысь» Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.
Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку.
Воспитывать радостное настроение у ребят
23 «Рыбки плавают, ныряют»
Сформировать умение рисовать рыбьи чешуйки (точки) пальцами рук способом касания бумаги кончиком пальца, используя пальчиковые краски или гуашь
март 24 «Храбрый петушок»
Закрепить навыки рисования ладонью.
Познакомить детей с новым приемом рисования «штампом».
Развивать эстетическое восприятие.
25 «Мимоза для мамы»
Совершенствовать технику рисования пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.
26 «Цветок радуется солнышку»
Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать радостное настроение у детей.
27 «Цветочек»
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами
апрель 28 «Покормим цыплят»
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Закрепить знания детей о домашних птицах их деток; Закреплять умение изображать семечки ватными палочками;Развивать интерес к рисованию.
29 «Разноцветные шарики для Мишки» : Упражнять детей в рисовании ватными палочками. Развивать эстетическое восприятие детей. овальный. Развивать мелкую моторику рук. Побуждать детей сделать приятный подарок в праздник.
30 «Одуванчики» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, развивать дыхательную систему, развивать воображение, мышление и словарный запас.
31 «Цветик-семицветик»
Совершенствование техники «монотипия».
Закрепить умение владения кистью.
Развивать мышление и творческое воображение.
май 32 «Конь ретивый, с длинной гривой»
Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур.
Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно.
Воспитывать аккуратность
33 «Самолет, самолет, ты вези меня в полет»
Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток.
Закрепить название цветовой гаммы.
Развивать творческое воображение детей.
34 «Мячики» Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.
Показать прием получения отпечатка.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
35 «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.
Закрепить знания и умения полученные за год.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту
36 «Вот и лето пришло»
Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа, используя материал : трубочки, печатки.
Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Развивать воображение и творчество.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
2005
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 20036 «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
7 «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
8. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.