Наталья Денисова
Программа по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по патриотическому воспитанию
«Край родной навек любимый»
Разработали: Денисова Н. В, Подрезова М. С, Харитонова М. Р
У каждого человека есть история жизни-биография. Человек не стоит на месте. Он учится, развивается. Все больше знает и умеет. Даже за один год с ним происходит много изменений, а уж за несколько лет и подавно. Точно также есть биография и у каждого города. Только в отличие от человеческой жизни она продолжается не несколько десятков, а сотни лет. Это и есть история. Она складывается из бесчисленных фактов, событий, судеб целых поколений. И без знания истории своего города, района, области, страны невозможно воспитать гражданина, патриота своей Родины. Патриотические чувства у детей необходимо воспитывать с самых ранних лет жизни.
Публикация «Программа по патриотическому воспитанию „Край родной навек любимый“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Детство – это каждодневное открытие мира. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему даже уехав из родных мест на долгие годы человек вспоминает их с теплотой, с гордостью он рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом- выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. И чтобы найти отклик в детских сердцах педагогу важно передать свою любовь к родным местам, знания того чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди.
.
Цели и задачи
Цель: Воспитание патроитических чувств и гражданской позиции у детей через ознакомление с родным городом, краем, его природой, историческим прошлым, трудовым настоящим. Любовь к своей семье, близким и окружающим людям.
Задачи:
1 блок:
• Формирование первичных личностных представлений.
• Формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.)
• Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле где он родился.
• Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем окружении и месте в нем; воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям и традициям).
2 блок:
• Формировать представления детей о географических, социально-экономических особенностях малой Родины, символики родного края.
• Расширять представления о растительном и животном мире родного края.
• Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее. Познакомить с заповедниками.
3 блок:
• Формировать представление об истории возникновения родного города, края:
а) представление об истории возникновения города
б) развитие промышленности и торговли
в) ковровчане - фронтовики, герои ВОВ
г) подвиг ковровчан в тылу. Кузница оружия победы. Герои оружейники (посещение мини музея в доу).
д) жизнь Коврова в мирное время
• Расширять представления о достопримечательностях, памятных местах.
4 блок:
• Формировать художественный вкус, любовь к прекрасному :
а) знакомство с художниками города и их работами;
б) знакомство с изделиями мастеров – игрушечников ;
в) знакомить с поэтами города и их творчеством (литературные вечера)
• Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Педагогические принципы программы
1. Доступность. Предпологает соответствие содержание, характера и объема материала с уровнем развития и подготовленности детей.
2. Научность. Строится на основе сведений об истории и культуре родного края.
3. Системность. Реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувсвах в различных видах деятельности.
4. Непрерывность. Формировать устойчивый интерес к пополнению своего интеллектуального багажа и нравственных чувств.
5. Преемственность. Дальнейшее формирование патриотов осуществляется в школе.
6. Наглядность.
Законадательно – нормативное обеспечение программы
• Закон РФ «об образовании»
• Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»
• Устав МБДОУ №57 «Радуга г. Ковров»
• Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г. № 22 – ФЗ
Ожидаемый результат программы
• Имя и отчество родителей
• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испывать гордость и уважение к труду взрослых)
• Иметь посильные трудовые обязанности дома и в детском саду, нести ответственность за их выполнение
• Знать домашний адрес
• Иметь представление о семье, испытывать любовь и привязанность к родному дому, родителям, детскому саду, дорожить ими
• Уметь показывать на карте местоположение страны, области и города
• Знать название своего города, области, страны;
• Символику города, области, страны
• Иметь представление о предприятиях родного города, продукции выпускаемой на них и ее значении
• Знать достопримечательности города и уметь рассказывать о них
• Знать краткие сведения об истории города, округа
• Иметь представление о подвиге ковровчан - фронтовиков, называть несколько героев ВОВ
• Знать о подвиге ковровчан в тылу, герои – оружейники
• Знать флору и фауну своей города и области. Иметь представление об охране природы, заповедниках Владимирской области
• Называть нескольких художников, поэтов и их произведения
• Узнавать ковровскую глиняную игрушку и знать ее отличительные особенности
Структура программы
Программа предусматривает распределение материала по патриотическому воспитанию по четырем блокам :
1 блок - «Семья и общество»
2 блок – «Краеведческие сведения»
3 блок- «История родного края»
4 блок – «Художественное наследие»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода :младший возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст и подготовительная к школе группа.
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Конкурс рисунков «Памятники героям» посвященным к Дню освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов. Родные просторы (знакомство с местоположением г. Коврова на карте). «Мой родной город Ковров» Экскурсия к водоему (закрепление знаний о растительном и животном мире)
Октябрь «Что такое заповедник». Посещение музея «История возникновения г. Ковров» Оформление подборки из домашних фотоальбомов «Мой любимый город» Экскурсия по «старому» городу
Ноябрь «Знаменитые люди» «Учитесь жалеть и беречь». «Предприятия г. Ковров» Досуг, посвященный Дню матери.
Декабрь Беседа «Наши имена и фамилии»
Экскурсия в музей этнографии Беседа «Для чего нужна Красная книга» Знакомство с ковровской игрушкой
Январь Знакомство с поэзией ковровских авторов Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города.
Февраль Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». Беседа «Наша армия родная» Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части
г. Ковров. Праздник– День Защитника Отечества.
Март Праздник «Наши мамы». «Все профессии нужны, все профессии важны». Оформление альбома «ковровские поэты» Знакомство с ковровскими художниками (лото «Мой любимый город Ковров»)
Апрель Беседа «Подвиг ковровчан в ВОВ» Рассказ о ковровчанах героях Советского Союза Изо рисование «Что я знаю о войне» Беседа «Ковров – город воинской славы»
Май Тематический праздник «И помнит мир спасенный» Викторина «Конкурс знатоков родного города» Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город» «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников – вернисаж.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Работа с родителями
• Анкетирование родителей «История моей семьи»
• Помощь в сборе материала для оформления уголков по патриотическому воспитанию на группах
• Оформление стенда «Древо моей семьи»
• Трудовой десант родителей с детьми по посадке деревьев и кустов на участках детского сада
• Выставка поделок из собранного урожая «В гостях у сказки»
• Выставка рисунков «Мой родной город Ковров»
• Помощь в сборе материала для мини музея ДОУ «Герои нашего города»
• Досуг «Мама, папа, я спортивная семья»
• Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музей
• Природоохраняемая акция «Помоги птицам»
• Литературные вечера (чтение произведений ковровских поэтов для родителей)
• День открытых дверей для родителей в мини музей ДОУ «И помнит мир спасенный» (дети для родителей)
Материально-техническое сопровождение
• Дидактические и наглядные пособия;
• Современные средства ТСО;
• Методическая литература;
• Репродукции картин;
• Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
• Фотографии ковровчан – героев Советского Союза;
• Оружие победы – герои оружейники;
• Поэтические сборники
• «Моя семья»;
• Художественная литература;
• Пособие «Заповедники Владимирской области»;
• Аудиозаписи с песнями военных лет;
• Карты, атлас Владимирской области;
• Символика Владимирской области и г. Ковров, глобус и т. д.
Формы работа
• НОД
• Беседы
• Просмотр фотоальбомов
• Просмотр слайдов и презентаций
• Досуги
• Праздники
• Экскурсии
• Проекты
• Встречи с интересными людьми
• Природоохранительные акции