МААМ-картинки

Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»

Елена Мартьянова
Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»

Актуальность программы

Ручной труд является средством коррекции умственного развития дошкольников с проблемами в развитии.

Проблема трудового воспитания и обучения детей с задержкой психического развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Научное обоснование данной проблемы связано с именем Л. С. Выготского. Рассматривая ее как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с ЗПР, Выготский Л. С. подчеркивал, что труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание. Труд раскрывает для такого ребенка мир духовный и мир материальный.

Публикация «Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах

Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка». Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А. Н. Граборова «при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен сам найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь». У детей старшего дошкольного возраста формируются личностные качества, проявляющихся в положительном отношении к труду, желании сотрудничать с взрослыми.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами (природными, бросовыми и т. д., дети получают представления об их качестве и возможностях. Работа с различными материалами является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Это позволяет детям в дальнейшем свободно выполнять различные действия руками (играть, работать, заниматься физическими упражнениями и т. д., овладевать самыми необходимыми навыками (письмо, рисование) и использовать их в практической повседневной деятельности. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи. В ходе занятий ручным трудом удовлетворяется актуальная потребность обучающегося воспитанника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности.

Занимаясь ручным трудом, дети знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, овладевают умениями работать с разнообразным материалом, моделировать будущую поделку. В процессе творческого труда они приобретают навыки и умения, которые будут востребованы при обучении в школе. Дети учатся оценивать свою работу и работу всего коллектива. У них появится потребность в коллективном труде. В результате занятий ручным трудом у детей развивается мелкая моторика пальцев, готовность руки к письму, глазомер. Формируется положительное отношение к труду, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели. Дети усваивают необходимые правила техники безопасности при пользовании ножницами, проволокой, иголкой.

Работа в мастерской по изготовлению поделок и сувениров из различных материалов позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.

Принципы построения программы :

-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)

-принцип практико-ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)

-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)

-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)

-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).

Цель работы:

-Развитие творческих, конструктивных и интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ.

Задачи программы :

-образовательные

1)познакомить детей с различными материалами, из которых можно изготавливать поделки и сувениры, их свойствами и возможностями;

2) научить детей изготавливать поделки и сувениры из различных материалов по образцу, схемам, выкройкам, шаблонам и др. ;

3) обучить практическим навыкам работы с различными материалами, учить прочно соединять части поделок;

4) закреплять умения пользоваться ножницами, кисточкой, клеем, гуашью;

5)закреплять навыки работы с пластилином;

6)побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

-коррекционно-развивающие

1)развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук

2) способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения

3)способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей

4)развивать связную речь.

-воспитательные

1)воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца

2)воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)

3)воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.

Методы и приемы, используемые в работе:

- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)

- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)

- практические (конструирование, аппликация, лепка, рисование и др.)

-частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)

-исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой)

Ожидаемые результаты:

-развитие точности движений пальцев и кистей рук

-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия

-развитие краткосрочной и долговременной памяти

-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)

-должны уметь изготавливать различные поделки из различных материалов, используя различные инструменты и дополнительные материалы

-соблюдение техники безопасности

-уметь работать в коллективе.

Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий 25 – 30 минут.

Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.

Роль педагога на разных этапах деятельности:

-основной источник знаний

-консультант

-помощник

-внимательный слушатель («незнающий взрослый»).

На протяжении длительного времени (примерно один-два месяца) обучаю навыкам работы с одним видом материала – либо с бумагой, либо с природным материалом, либо с бросовым материалом – для того, чтобы закреплять и совершенствовать полученные навыки и постепенно усложнять содержание работы.

Перспективный план работы мастерской «Маленькие мастера»

План работы мастерской был составлен с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. За основу были использованы:

- Куцакова Л. В., «Конструирование и художественный труд в детском саду»

- Лыкова И. А. «Цветные ладошки»,

- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала»,

- Риттерхофф А. «Посмотри, что я умею»,

-Милан К. «Удивительные прищепки».

Весь этот методический материал помог разнообразить программный материал, познакомить детей с различными техниками, мотивировать детей на создание новых персонажей из подручных материалов, обогатить знания воспитанников об окружающих предметах.

Сентябрь

2 и 3 неделя Изготовление поделок из овощей и фруктов «Веселый зоопарк»

«Ежата» (яблоки, иголки ели)

«Крокодил и жираф» (огурец, морковь, веточки)

«Поросята» (кабачки, проволока)

Задачи: учить детей изготавливать животных из овощей и фруктов, используя при этом дополнительные материалы (пластилин, проволоку, веточки и др., определять назначение частей предметов, их пространственное расположение, закреплять умение работать по плану, развивать творческие способности.

Октябрь

Изготовление картин из сухих листьев и цветов

«Кораблик» «Веселый котенок»

«Декоративный букет» «Осенний парк»

Задачи: познакомить детей с флористикой, закреплять умения детей работать с хрупкими природными материалами, развивать творческие способности, воспитывать умение работать в коллективе.

Ноябрь

Картины из семян деревьев, овощей

«Грибы» «Ежик» «Чудо-дерево» «Цветочная поляна»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать картины из семян, используя при этом дополнительные материалы (сухие листья, пластилин, крупы, совершенствовать умения детей работать с клеем и пластилином, развивать творчество и воображение, умение работать в коллективе.

Декабрь

Изготовление поделок из бельевых прищепок

«Бабочка» «Рыбка» «Самолетик» «Елочные игрушки»

Задачи: учить детей мастерить игрушки из прищепок, используя при этом дополнительные материалы (картон, пластилин, проволоку и др., развивать творческое воображение, при изготовлении елочной игрушки в подарок к празднику – воспитывать любовь к близким и желание сделать приятное родным.

Январь

Изготовление поделок из природного материала

«Три медведя» «Вертолет» «Веселые собачки» «Зоопарк»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать поделки из природного материала (шишек, веточек, скорлупок, семян растений и овощей, т. д., закреплять умение в прочном соединении частей поделки с помощью пластилина и веточек, развивать фантазию и творчество, воспитывать умение работать в коллективе («Зоопарк»)

Февраль

Изготовление поделок и сувениров из одноразовой посуды

«Солнышко» «Подарок для мамы» «Герои сказок»

Задачи: учить детей мастерить поделки из одноразовой посуды (стаканчиков, тарелок, ложек и вилок, совершенствовать умения детей работать клеем, продолжать учить для украшения использовать дополнительный материал по желанию детей (пластилин, картон, семена, крупы и др., развивать творчество и воображение, воспитывать любовь к близким.

Март

Изготовление поделок из картона

«На улицах города» «Мебель для домика гномов»

Задачи: продолжать учить детей изготавливать транспорт, мебель, дома (из втулок туалетной бумаги, спичечных коробков, коробочек из-под сока и молока, используя при этом дополнительные материалы (проволоку, спички, катушки и т. д., продолжать учить мастерить по схемам, развивать творческие способности.

Апрель и Май

Работа с иголкой и тканью

Задачи: познакомить детей с новым видом рукоделия, с техникой безопасности при работе с иглой, учить детей шить швом «вперед иголку», пришивать пуговицы с двумя отверстиями, завязывать узелок, продолжать развивать мелкую моторику рук.

«Волшебная иголочка» «Рисунок на картоне»

«Ягоды на тарелочке» (пришивание пуговиц)

«Почим одежку для кукол» «Модное платье»

Публикации по теме:

Фотоотчет по ручному труду в подготовительной к школе группеФотоотчет по ручному труду в подготовительной к школе группе Представляю вашему вниманию фотоотчет по ручному труду совместно с родителями "Ёлочка". Цель: Учить детей передавать образ зимнего дерева.

Конспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНРКонспект занятия по ручному труду с использованием теста в подготовительной логопедической группе детей с ТНР .

Конспект занятия по ручному труду «Бумажные человечки» в подготовительной группе Название: «Бумажные человечки». Цель: создать условия для творческой деятельности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания и умения.

Конспект занятия по ручному труду для детей средней группы «Сова на ветке» Тема: “Сова на ветке» Цель: создание подделки «сова на ветке» в технике аппликации Задачи: Образовательные: Учить вырезать круглые формы.

Мини-программа по ручному труду для воспитанников социально-реабилитационного центра «В природной мастерской» Видео Пояснительная записка: Программа основана на использования в работе природного и бросового материала. Занятия по ручному труду очень важны.

НОД по ручному труду в подготовительной группе по теме «Ракета»НОД по ручному труду в подготовительной группе по теме «Ракета» Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Ракета». Конструирование из белой бумаги.

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Пояснительная записка. Тематический план Пояснительная записка. Программа «Волшебный сундучок» предназначена для детей 5-7 лет, является дополнением к программе «Я познаю мир»,.

Программа по ручному труду «Волшебный сундучок». Планы занятий Осенний лес – коллективная работа. Задачи: развивать умение бережно работать с природным материалом, мелкую моторику рук, проявлять творчество.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

«Три девицы под окном». Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы «ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД окном*** Занятие по ручному труду для подготовительной к школе группы ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ 1. На примере русских народных сказок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ручному труду для детей подготовительной группы с ЗПР «Маленькие мастера»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 21:39
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД