Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)

Елена Каргашилова
Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причинами являются экономический кризис, различного рода негативные социальные явления.

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В связи с этим все более актуальной для педагогики становится проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, изменившемуся социуму.

Исследователями отмечаются проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста из семей мигрантов: нарушения когнитивных процессов, невротические реакции и функциональные расстройства, поведенческие проблемы, связанные с общением, расстройства идентичности (Г. У. Солдатова).

Если данная проблема не будет решаться с помощью специально созданных дифференцированных программ по сопровождению процесса адаптации дошкольника из семьи мигрантов, могут возникнуть проблемы социальной дезадаптации в школе и будущей профессиональной деятельности.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов в ДОО становится способствование позитивному социальному становлению личности ребенка путем повышения уровня его эмоционального интеллекта вне зависимости от статуса и развития навыков уверенного поведения для успешной социальной адаптации.

Задачи:

- расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

- развивать и совершенствовать умения детей распознавать генные эмоциональные состояния;

- формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;

- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными

социально-приемлемыми способами;

- развивать у детей навыки толерантного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми;

- способствовать подавлению агрессивности в группе сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5—7 лет из семей мигрантов в ДОО включает 12 занятий продолжительностью 20—25 минут, которые проводятся один раз в неделю, занятия рассчитаны на 3 месяца.

В ходе занятий реализуются процесс формирования толерантной обстановки в группе и профилактика агрессивности дошкольников.

Занятия состоят из 3-х этапов: «Я чувствую», «Я понимаю», "Навыки общения и формирование толерантной среды».

Первый этап — «Я чувствую» — направлен на расширение представлений об эмоциях, знакомство с новыми эмоциями, на развитие внимания к своим эмоциям и переживаниям, умения адекватно выражать свои чувства.

На втором этапе — «Я понимаю» — формируются понимание индивидуальных особенностей других людей, умения распознавать эмоциональные реакции окружающих и понимать язык жестов, мимики.

На третьем этапе — «Навыки общения и формирование толерантной среды» закрепляются знания об основных эмоци-приобретение навыков взаимодействия с другими людьми I различных жизненных ситуациях.

В ходе занятий предполагаются результаты:

- расширение знаний детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;

- развитие и совершенствование умения детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

- формировании развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам;

- формирование навыков взаимодействия, способов общения

с другими детьми.

Ориентировочным конечным результатом занятий должно являться повышение уровня эмоционального интеллекта ребенка вне зависимости от статуса местного жителя или мигранта и формирование толерантной обстановки в группе.

Для родителей мигрантов должны проводиться занятия по повышению мотивации к освоению русского языка и приобщению к культуре города. Однако в ходе проведения занятий возможны отказ родителей от участия в них и нежелание интегрировать в культуру города и страны, когда родители детей мигрантов хотят, чтобы их ребенок был знаком с собственной культурой и сохранял ее традиции.

Тематический план занятий

Занятие 1. «Страна Радость».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Радость».

Игра «Я радуюсь, когда.»

Этюд «Встреча с другом».

Упражнение «Кто как радуется».

Этюд «Танец радости».

Психогимнастика "Ручеек радости".

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции "радость".

Формирование положительных эмоций, чувства через улыбку.

Расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость.

Занятие 2. «Страна Грусть».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Грусть».

Упражнение «Зеркало».

Игра «Я грущу, когда.»

Упражнение «Покажи эмоцию».

Этюд «Пропала собака».

Психогимнастика.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «грусть».

Формирование умения находить способы вызвать улыбку и подарить хорошее настроение.

Снижение психофизического напряжения.

Занятие 3. «Страна Удивление».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Удивление».

Психогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивления».

Игра «Фантазии».

Рассказ «Круглые глаза».

Рисунок «Чудеса».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «удивление».

Развитие воображения, снижение психофизического напряжения.

Занятие 4. «Страна Страх».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Страх».

Упражнение «Страх — это.»

Упражнение «Маленький храбрец».

Этюд «Смелые ребята».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Расширение представлений детей об эмоции «страх».

Обучение детей пониманию относительности в оценке чувств.

Формировать умение выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства.

Знакомство со способами избавления от страха.

Занятие 5. «Страна Злость».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Злость».

Упражнение «Я злюсь, когда.»

Игра «Шкала гнева».

Игра «Смешинки и злючки».

Упражнение «Коврик злости».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями «злость», «гнев».

Способствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами. Формировать умение детей анализировать проявления злости и гнева и устранять их через игру и позитивное поведение.

Занятие 6. «Страна Вина».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Страна Вина».

Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда.»

Игра «История про Танечку и Ванечку».

Заключение.

Прощание.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями «вина», «стыд» и их графическим изображением.

Формировать умение изображать эти эмоции с помощью мимики, позы, жестов. Формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Занятие 7. «Большое путешествие».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Кубик».

Игра «Воздушное настроение».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Упражнение «Какое у меня настроение».

Игра «Веселый хоровод».

Прощание.

Задачи:

Закрепление знаний детей об эмоциях, способах их выражения.

Умение сравнивать эмоции по картинке с соответствующей пиктограммой. Узнавать эмоции по голосу, мимике, позе, жестам.

Умение адекватно оценивать эмоции окружающих.

Развивать коммуникативные навыки.

Занятие 8. «Наше настроение».

Содержание:

Приветствие.

Упражнение «Соленый чай».

Упражнение «Что чувствует мальчик?»

Игра «На что похоже настроение?»

Игра «Драка».

Игра «Окажи внимание другому».

Прощание.

Задачи:

Закреплять умения детей выражать эмоции.

Развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Продолжать формировать умение детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Познакомить детей с эмоцией «отвращение».

Занятие 9. «Сочувствие и зависть».

Содержание:

Приветствие.

Этюд «Солидарность».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Зависть».

Упражнение «Доброе животное».

Упражнение «Я чувствую».

Игра «Возьми и передай».

Прощание.

Задачи:

Формировать умение детей проявлять сочувствие к другим и определять подобное поведение у окружающих.

Познакомить детей с эмоцией «зависть».

Занятие 10. «Давайте общаться».

Содержание:

Приветствие.

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Этюд «Вежливый ребенок».

Этюд «Как вести себя во время разговора».

Игра «Тух-тиби-дух».

Беседа «Правила дружбы».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и окружающими взрослыми.

Понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Формировать умение вести диалог, употреблять различные обращения.

Занятие 11. «Я и мои друзья».

Содержание:

Приветствие.

Игра «Доброе утро».

Этюд «Рыжик».

Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен.»

Этюд «Я слушаю друга».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей коммуникативные навыки,умение внимательно слушать друг друга.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Развивать эмпатию.

Занятие 12. «Давайте понимать друг друга».

Содержание:

Приветствие.

Вступление.

Игра «Иностранец».

Игра «Волшебная подушка».

Этюд «Доброе животное».

Игра «Найди друга».

Прощание.

Задачи:

Развивать у детей способность понимать друг друга.

Развивать эмпатию.

Публикации по теме:

Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки»Выставка творческих работ детей старшего дошкольного возраста «Ожившие сказки» По наблюдениям педагогов нашего учреждения экономический кризис привел к тому, что большинство семей попали в разряд малообеспеченных.

Правовое воспитание дошкольников. Консультация Основные международные документы ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989);.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лето
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения семей мигрантов в период адаптации их ребёнка в условиях ДОО (ФГОС)
Опубликовано: 9 октября 2014 в 23:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...