Программа социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности

Яна Позднякова
Программа социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности

Программа социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности представляет собой изложение цели, задач, обозначение основного содержания деятельности педагогов, родителей и дошкольников, направленной на обеспечение успешности социализации личности ребенка в условиях ДОО.

Целевая аудитория

1. Дети, посещающие экспериментальную «Лабораторию детского творчества» (ЭЛДТ).

2. Семьи детей, посещающих ЭЛДТ на базе ДОО.

Тип программы

Различают следующие виды программ:

а) комплексные - охватывают деятельность объекта в нескольких сферах;

б) целевые - направлены на формирование определенных качеств субъекта. Целевые программы отражают качественные и количественные показатели процесса деятельности, ее результатов и способы их выявления.

Даная программа комплексная, а ее подпрограммы - целевые.

Цель программы: социализация детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: сформированность социально-успешного уровня социализации дошкольника, социализированность на основе развития коммуникативных качеств, аккумулирующих позитивные эмоции, знания и умения гуманных социальных отношений согласно возрасту ребенка.

Основные подходы и принципы программы: системный подход, индивидуально-личностный подход к ребенку, деятельностный подход, а также принципы объективности и принцип эффективности.

Модули программы:

1. Формирование социального опыта ребенка через специально организованное общение с педагогами ДОО, родителями, со сверстниками.

2. Повышение профессионализма педагога, направленного на взаимодействие с семьей.

3. Развитие педагогической культуры родителей.

Модули программы соответствуют 3-м подпрограммам соответственно:

1. Подпрограмма «Пойми меня» (работа с детьми).

2. Подпрограмма «Учим и учимся общению» (работа с педагогами).

3. Подпрограмма «Вместо стен построим мост» (работа с родителями).

Работа с детьми

Подпрограмма «Пойми меня»

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе организации игровой деятельности, общения и ручного труда.

Формы работы:

- игровая деятельность (представлена комплексом игр);

- художественное творчество (кружок творческой деятельности «Мастерская гномика»);

- праздники и развлечения.

Работают по программе психолог ДОО, воспитатели.

Комплекс игр

Игры разделены на несколько различных направлений:

1. «Я и мое тело» (преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей);

2. «Я и мой язык» (развитие языка жестов, мимики и пантомимики);

3. «Я и мои эмоции» (знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции);

4. «Я и Я» (развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям);

5. «Я и другие» (развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу);

6. «Я и моя семья» (осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи).

Общие правила, касающиеся организации и проведения игр:

-не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка 6-7 лет работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

-используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20-25 минут;

-не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

-помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;

-игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.

Примеры игр по направлению «Я и мое тело»

1. «Путаница»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом образуется путаница. Задача детей — распутаться, не отпуская рук. В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

2. «Медвежата»

Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.

3. «Насос и мяч»

Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие — мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок.

Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой - мячом, затем они меняются ролями.

Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.

Примеры игр по направлению «Я и мой язык»

1. «Иностранец»

К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, все это без слов.

2. «Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

или «Принести мне стакан воды, я хочу пить» т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

3. «Изобрази сказку»

Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

Примеры игр по направлению «Я и мои эмоции»

1. «Пиктограммы»

а) Для этой игры необходимо изготовить набор карт-пиктограмм. Пиктограммы — это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Вам понадобится два набора карточек, один целый, а другой нарезанный.

Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

б) После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Эта игра направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

2. «Мимическая гимнастика»

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас).

Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой).

Цель игры — изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.

3. «Угадай-ка!»

Выбирается один ведущий. Дети садятся в ряд лицом к нему. За спинами передается небольшой мячик или другой предмет. По выражению лица и позе ведущий должен угадать, у кого мячик. Передача мяча прекращается после звонка.

Игра направлена на тренировку внимания и умения отследить состояние человека по мимике и пантомимике.

Примеры игр по направлению «Я и Я»

1. «Психологический автопортрет»

Это упражнение проводится с детьми младшего школьного возраста. На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половине — «За что меня можно ругать?» Если ребенок еще не умеет писать, можно попросить его ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать его было не за что. Обратите внимание на то, чтобы варианты предлагал сам ребенок, и вы вместе обсуждали, насколько они приемлемы.

2. «Кто я?»

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я» Например: «Я - девочка», «Я - человек, занимающийся спортом», «Я - хороший человек» и т. п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.

3. «Составь рассказ»

Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда.», «Меня беспокоит.», «Когда я злой.», «Когда мне плохо.», «Когда меня обижают. ,», «Что я не могу.», «Я боюсь.».

Важно, чтобы ребенок давал не односложный ответ, а полный, развернутый рассказ. Затем эти рассказы можно проиграть, причем, в главной роли должен быть сам рассказчик.

Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.

Примеры игр по направлению «Я и другие»

1. «Биография по фото»

Для этого упражнения понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую принес он сам. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек и каковы возможные причины этих переживаний.

Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.

2. «Страна Х» (коллективный рисунок) Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в школе или в детском саду.

3. «Прорви круг»

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10—15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет — сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

Примеры игр по направлению «Я и моя семья»

1. «Домашний фотоальбом»

Предложите ребенку посмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

2. «Беседа «Что значит любить родителей»

Беседу проводит педагог. В ходе беседы обсуждаются

вопросы: «Почему важно в семье любить друг друга? Как выразить свою любовь к родителям? Как научится понимать настроение родителей?»

3. «Дочки матери» (ролевая игра)

Игра помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми.

Кружок творческой деятельности

«Мастерская гномика»

Цель кружка:

Развитие творческих способностей детей в процессе организации ручного труда (интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, художественное творчество).

Цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1. Создать условия для развития творчества детей.

2. Формировать навыки работы с различными материалами, развивать мелкую моторику рук.

3. Совершенствовать объяснительную речь.

4. Формировать контроль и оценку собственной деятельности.

5. Развивать творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

6. Воспитывать трудолюбие, вызвать желание довести начатое дело до конца, работать коллективно.

7. Формировать эстетический вкус.

Программа кружка рассчитана на детей 5 – 6 лет.

Срок реализации – 1 год.

Организация деятельности детей:

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Методы работы: объяснение, показ иллюстраций, готовых образцов.

К концу года дети должны:

- выполнять несложные поделки, делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала;

- уметь составлять небольшие творческие рассказы на тему, предложенную воспитателем.

Форма подведения итогов: альбом «Вот что мы умеем» (в течение года).

Перспективно – тематический план

Содержание программы

Сентябрь

I и II недели. «Вводное занятие». «Знакомство с материалом».

Цель: Дать детям представление о ручном труде из природного материала, бумаги, ткани. Рассказать, как с помощью разных материалов создать интересные модели. Рассмотреть фото, изделия прикладного искусства.

III и V недели. «Четвероногие друзья»; «Зверюшки из конусов»; «Добрые звери»

Цель: Научить детей делать поделки из разных природных материалов: листьев, семян, семечек, веточек. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, фантазию. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Октябрь

I и II недели. «Волшебные листочки»; «Из сосновых иголочек»

Цель: Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу или фото, использовать для соединения частей пластилин, клей, формировать интерес к данному виду труда. Способствовать развитию фантазии, умение составлять композиции.

III и IV недели. «Колокольчики из глины»

Цель: Способствовать развитию у детей умения создавать форму из глины, уметь применять различные методы и способы работы с ней, развивать фантазию, эстетический вкус.

Ноябрь

I и II недели. «Мамин праздник»

Цель: Продолжать учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами. Закрепить умение складывать и вырезать из бумаги, сложенной гармошкой, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

III и IV недели. «Игрушки складушки»

Цель: Продолжать учить складывать лист бумаги вдвое, вчетверо.

Воспитывать терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Декабрь

I и II недели. «Вот так гармошечки» «Снежинки»

Цель: Научить детей выполнять работу из фантиков и фольги. Закреплять свойства материалов. Учить следить за тем чтобы каждый сгиб был равен предыдущему. Вырабатывать усидчивость и желание довести до конца начатое.

III и V недели.

«Новогодняя открытка»; «Снеговик из бутылок»

Цель: Возбудить чувство ожидания праздника «Новый год». Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивые поделки.

Январь

II и IV недели. «Собачка»; «Мышка»; «Кролик»

Цель: Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до логического конца. Вызвать интерес к процессу рождения из листа бумаги животного. Дать возможность придумать игру с полученной фигуркой.

Февраль

I неделя. Открытка «Папин праздник»

Цель: Учить придумывать сюжет самостоятельно, используя приемы вырезания, изученные ранее на предыдущих занятиях. Развивать творческое воображение.

II, III и IV недели. Аппликация из ткани «Ваза с цветами».

Цель: заинтересовать работой из ткани, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей. Использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, песенки, потешки) .

Март

I и II недели. «Мамочке любимой».

«Бусы» (из теста) .

Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями теста (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Воспитывать любовь к маме и другим родственникам, желание самостоятельно выполнять поделку.

III и IV, Vнедели. «Открытка с сюрпризом»; «Русские сувениры»

Цель: Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, ориентироваться в задании, работать аккуратно. Развивать интерес к народному творчеству, воспитывать патриотические чувства через приобщение к народному исскуству.

Апрель

I и II недели. «Сами садик мы посадим и не будем поливать»

Цель: устроить вместе с детьми маленький садик, увлечь в мир наблюдений за растениями. Наглядно раскрыть секрет круговорота воды в природе.

III и IV недели. «Яичко не простое – яичко расписное».

Цель: Научить работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность в выборе цветовой гаммы.

Май

I и II недели. «Волшебные ладошки»; «Пальчики»

Цель: Создать картину используя только пальчики и ладошки. Вызвать интерес к созданию новых образов с использованием данного метода.

III и IV недели. «Ожившие камешки и ракушки»; «Прилетела стрекоза»

Цель: Учить работать с природным материалом. Учить видеть невидимые образы в простых вещах. Помочь создать то, что хочется самому ребенку. Воспитавать эстетический вкус.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Программа социализации детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 22:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

Конспект занятия по рисованию «Сосульки» в подготовительной группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по рисованию ко дню сосульки в МААМ в подготовительной группе. У меня старшая группа, а...
Фотоотчет «Как Смешарики щедровать ходили»
Наш любимый детский сад целый день ликует, Потому что всей гурьбой в нем нынче колядуют. Слаженно поют колядки в эти праздничные святки, Счастья всем,...
Картотека пальчиковых игр для старших дошкольников «Времена года»
Зима "Дедушка Мороз" Закрывайте окна, Закрывайте двери -соединяем ладошки вместе Закрывайте уши, -закрываем уши Закрывайте нос. -закрываем нос...