МААМ-картинки

Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»

космач елена
Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.

Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” —позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе простого, т. е. элементарного музицирования.

Публикация «Программа Т, Э, Тютюнниковой „Элементарное музицирование“» размещена в разделах

Музицирование – это комплексное понятие, которое объединяет все активные проявления детей: пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, а также различные синкретические формы, в которых виды музыкальной деятельности могут творчески сочетаться.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением. Ее назвал Орф элементарной музыкой и сделал основой своего Шульверка.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Орф-подход (часто называется Орф-Шульверк, OrffSchulwerk) – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.

Мне близок такой подход в музыкальном воспитании дошкольников, поэтому я обратила внимание на программу Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», созданную по системе немецкого композитора К. Орфа.

В основе программы лежит идея творческого музицирования и единство следующих видов деятельности:

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени.

Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.

Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определен-ном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т. д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных навыков элементарного музицирования, удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью слова, ритма и музыки.

Задачи:

приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах

(русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);

воспитание интереса и любви к музыке;

развитие эмоциональной сферы, эмпатии;

развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;

развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др. ;

развитие речи;

развитие движений, ориентировки в пространстве;

Новизна данной авторской программы состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной.

Основные ее принципы таковы:

принцип творчества (обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности);

принцип вариативности (обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);

принцип непрерывности (обеспечивает преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);

принцип целостности (обеспечивает новые знания, в т. ч. о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);

принцип минимакса (обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);

принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности);

принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью);

принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);

Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игра - это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем. Так рождается импровизация. Иными словами, организованная спонтанность.

Меня привлекает в данной программе широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов, их разнообразие, изготовление из любого подручного материала. Это вызывает интерес и восторг у детей, расширяет их творческое воображение, придает процессу музыкального воспитания необыкновенную педагогическую эффективность. Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы ребенка работают здесь совместно и поэтому дают высокий результат в его развитии.

В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.

разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.

освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- игровой:

- практический.

Формы организации:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

Особое место в музицировании должны занять так называемые «телесные инструменты» («звучащие жесты», которые позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов, даже самодельных. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров, их использование вносит элемент движения в освоении детьми ритма.

Изучив программу Т. Э. Тютюнниковой, я стала регулярно использовать в работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами. Ведь воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью.

Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента.

Используемые варианты звуковых моделей:

*легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);

*быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);

*трение внешней стороны рук (шуршание камыша);

*несильные удары по груди (далекие раскаты грома);

*шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);

*постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);

*постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т. д.) получают всё боль-шее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов, связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку.

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Опыт музицирования, пусть даже небольшой и элементарный, часто становится решающим фактором в «пленении» человека музыкой. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно пере-дать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках и развлечениях.

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах, активизировать потребность в освоении игры на том музыкальном инструменте, который он выбирает сам. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

Результатом использования технологии является повышение интереса к игре на детских музыкальных инструментах. Представлен результат положительной динамики развития навыков элементарного музицирования (средний уровень снизился от 59% до 17 %, высокий уровень повысился от 20% до 83%, низкий уровень понизился от 21% до 0%). Увеличилось количество выпускников, продолжающих обучение в музыкальных школах.

«Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку», -утверждает Т. Э. Тютюнникова и с ней нельзя не согласиться. Именно поэтому я стараюсь создать на своих занятиях с помощью этой технологии атмосферу радости, удовольствия и успеха для каждого ребенка. Подумать только какой гигантский объем знаний и умений должны освоить дети за первые пять лет! Известно, что наиболее эффективно человек учится в состояния счастья и радости!

Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой.

Публикации по теме:

Элементарное экспериментирование с водой в группах раннего возрастаЭлементарное экспериментирование с водой в группах раннего возраста В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Проведение элементарного экспериментирования.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Концертная программа «Нам нужен мир»Концертная программа «Нам нужен мир» В предверии знаменательного праздника Дня Победы в нашем детском саду мы провели в музыкальном зале концертную программу "Нам нужен мир".

Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ»Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ» Мастер-класс для воспитателей «Элементарное музицирование в группах ДОУ» Цель: Знакомство педагогов с различными формами элементарного.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 12:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование»» (включая файлы) размещена пользователем космач елена (УИ 1788171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД