МААМ-картинки

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

серёгина оксана
Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Пояснительная записка

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является. Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Вылечить патологию сейчас еще невозможно, коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

Публикация «Программа „Учимся общаться“ для детей с РАС (4–5 лет)» размещена в разделах

Аутизм распространяется во всех странах мира, его встречаемость не зависит от расовой принадлежности, этнического состава населения, уровня материального благополучия общества и социальной среды. Среди мальчиков аутизм встречается в 3-5 раз чаще, чем у девочек.

Почему развивается аутизм до конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов. Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин: имеется хрупкая X-хромосома если мать вовремя I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху (симптомы краснухи читайте здесь) или цитомегаловирусную инфекцию, если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом). Существует теория, что вакцинация вызывает аутизм, но это – недоказанный факт; считается, что прививка только запускает уже имеющиеся механизмы заболевания. То же могут сделать постоянные конфликты в семье, а также детская корь.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления». Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

В более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды.

От коллективной игры дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Они могут очень долго играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутизм является очень ранним нарушением развития и поэтому детям необходима ранняя коррекционная помощь. Этот процесс длительный и сложный из-за тяжести и своеобразия дефекта. При отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70 % детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц. Чем раньше начинается лечебно-коррекционная работа с ребенком, тем лучший прогноз развития можно дать.

Идеальная вариантом является комплексная работа специалистов: психолога, логопеда.

Цели программы :

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы :

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

Категория обучаемых: дети с ранним детским аутизмом в возрасте от 4-5 лет.

Продолжительность обучения: 1 год.

Форма обучения: очная.

Форма работы: индивидуальная.

Режим занятий: 1 раза в неделю.

Продолжительность занятий:15-20 минут.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки). Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.

Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.

Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

По статистике, только 1 из 10 аутистов обладает так называемыми особыми способностями (музыкальными, математическими, художественными). Как правило, для развития детей, занимающихся в центре, характерно общее снижение интеллекта. Поэтому при планировании занятий педагог -психолог опирается на программы Л. Б. Баряевой,О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Р. Д. Соколовой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», О. П. Гаврилушкиной, Н. Д. Соколовой «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики. На занятиях идёт работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.

На этом этапе также соблюдается принцип последовательности, дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия.

Со стороны педагога – психолога помощь ребенку с расстройствами аутистического спектра оказывается до тех пор, пока он в ней нуждается. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях центра является тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом - психологом на базе центра, в основном, проходят в присутствии родителей, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и педагогом. Родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы. Развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум- как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют со специалистом ближайшие задачи.

Специфика работы с детьми с РАС в условиях центра

Таким образом, педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях центра имеет свою специфику:

- различные варианты работы с детьми с РАС и их родителями;

- особенности организации этапов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;

- обязательное включение родителей в коррекционно- развивающий процесс.

- При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты- наиболее устойчивыми.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Особенности проведения занятий: обучение строится с учетом зоны ближайшего развития с использованием навыков, находящихся в зоне актуального развития.

Аутичный ребенок испытывает трудности уже с самых ранних форм эмоционального контакта с близкими, в первую очередь, с мамой. Часто между им и мамой развивается симбиотическая связь. Вступить в контакт с чужими людьми для многих детей-аутистов очень сложная задача. Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями и вызвать очень быстро чувство дискомфорта, от которого они стараются уйти. Чтобы сделать возможной помощь, мы должны уделить огромное внимание установлению эмоционального контакта с ребенком, на что может потребоваться много времени. Поэтому в программе уделяется много внимания развитию эмоционального контакта, организации учебной среды, формированию учебного поведения, развитию общей моторики и графических навыков.

При реализации программы проводятся занятия по развитию способности к эмоциональному контакту, занятия на повышение эмоционального тонуса, игровые занятия.

Материалы: мячи, магнитофон, СD диски с релаксационной, классической музыкой, пластилин, кисти, краски, лото, паззлы, мыльные пузыри, звучащие и светящиеся игрушки, кубики, фломастеры, рамки-вкладыши, наборы тематических картинок (одежда, обувь, игрушки, фрукты и т. д.).

Предполагаемый результат: у детей, страдающих РАС, будет отмечаться: улучшение способности к эмоциональному контакту; расширение модуляций поведения с малознакомыми людьми; улучшение уровня развития восприятия, внимания, мышления, улучшение мелкой моторики и графических навыков.

Тематическое планирование занятий по программе

№ Содержание занятий Кол-во часов

Первичная диагностика. Методика наблюдения. 1

Диагностический период

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций. 1

Диагностика активности. 1

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. 1

Диагностика оценки поведения. 1

Диагностика внимания, памяти. 1

1. ЭТАП

1. Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» 1

2. Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». 1

3. Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» 1

4. Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. 1

5. Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) 1

2. ЭТАП

1. Развитие аналитико-синтетической сферы. 1

2. Развитие внимания. Что изменилось? 1

3. Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 1

4. Развитие речевого общения. 1

5. Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья. 1

3. ЭТАП

1. Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ 1

2. Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ 1

3. Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. 1

Заключительный этап

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. 1

Итоговая диагностика. Диагностика активности. 1

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. 1

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. 1

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. 1

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. 1

ВСЕГО 25 ч.

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Ребёнок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,

Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас

Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог берёт ребенка, пожимает ему руку. Взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга (мягкие игрушки). Приветствуют их такими словами:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг

И ты мой друг,

Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе «клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает ребёнку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать взрослого.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с ребёнком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребёнок ее гладят, может взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т. д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!

А теперь пойдем налево! Раз, два, три!

Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!

Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!

И легонечко привстанем! Раз, два, три!

Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!

Повертим над головой! Раз, два, три!

И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.

Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд

Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и показать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: ребёнку поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребёнок стоят в кругу (вместе с мягкими игрушками, психолог кидает ему мяч, называя ребенка по имени. Ребенок, ловит мяч, должен бросая его в мягкую игрушку, также назвав её (кот, лев., и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: ребёнку по читается знакомое стихотворение, которое он вместе с психологом должен закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра «Моя семья».

Ситуации разыгрываются с фигурками людей, которые играют роли родителей.

Ход занятия: Ребёнку предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребёнок затрудняется, психолог должен показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает ребёнку Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ребенком. Затем Мурзик показывает ребёнку прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с ребёнком домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует ребёнка на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом, вместе будут строить домик для Мурзика, затем для Шарика. После этого ребёнку предлагаются кубики и задание построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее психолог и ребёнок становятся друг против друга и кидают друг другу мяч. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребёнок в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Интерактивная беседа с учащимися школы-интерната «Учимся общаться» Цель: Формирование умений и навыков межличностного взаимодействия. Задачи: - Формирование стремления руководствоваться в своём общении.

Конспект НОД «Мы учимся общаться. Телефонный разговор» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД «Мы учимся общаться. Телефонный разговор» (старший дошкольный возраст) разработан воспитателем д/с № 30 "Теремок" г. Рыбинска.

Конспект занятия «Встречаем Новый год» коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ «Познаем, играем, учимся» Цели: расширение представлений об окружающем мире; обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного и мл. школьного возраста с ОВЗ;.

Консультация для педагогов «Учим общаться детей 3–7 лет» Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь.

Консультация для родителей «Учите детей общаться» Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных.

Консультация для родителей «Учите детей общаться» Консультация на тему: Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах для детей с РАС Музыкальный руководитель: Беляева Е. Е. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только.

Проект «Учимся, играя!» для детей 3–4 летПроект «Учимся, играя!» для детей 3–4 лет В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек. В детском саду, дома. А как же родителям выбрать те игры, которые могут быть.

Сценарий праздника для детей с РАС «День защиты детей» Под музыку Лето дети входят в зал, танцуют. Вед. Ребята, у нас сегодня замечательный день 1 июня – День защиты детей. Наступило лето! Будем.

Планирование по формированию культуры общения «Учимся общаться!» Задачи: помочь ребёнку осознать себя как личность; познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах; научить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)
Опубликовано: 24 мая 2018 в 09:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД