Папки-передвижки

Прогулка как средство формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Татьяна Егель
Прогулка как средство формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Я педагог детского сада «Золотая рыбка» - Егель Татьяна Викторовна. Я хочу поделиться своим небольшим опытом по теме «ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Именно поэтому в ФГТ выделена отдельная образовательная область «Здоровье». Содержание ее многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровье сберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни. И не только у них, но и у родителей. Ведь как не воспитывай ребенка, если в семье преобладают «вредные привычки», труд воспитателей окажется напрасным.

Публикация «Прогулка как средство формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.

В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольников остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, и побегать

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

В группе «Рябинушка» я работала два года. В старшей и подготовительной группе. В этой группе часто менялись воспитатели и дети были брошены. Дети капризные, плаксивые, часто дрались, не было взаимодействия между детьми и взрослыми. Родители относились к педагогу с недоверием, с осторожностью. С их стороны были упреки, в связи с тем, что дети часто болели. Родители часто просили нас не выводить детей на прогулку, не проводить закаливающие мероприятия, считая, что прогулка на улице главная причина простудных заболеваний. Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Проанализировав заболеваемость, я выяснила, что процент заболеваемости детей за 2010-2011 учебный год был самый высокий по детскому саду (23%). Из 23 детей – только один ребенок имел 1-ю группу здоровья, 2 ребенка - третью группу здоровья, остальные – вторую группу здоровья.

Так как родители не понимали значение прогулки, я решила взять эту актуальную на сегодняшний день тему и поставила цель:

1. Изменить отношение родителей к прогулке.

2. Снизить заболеваемость детей.

Для решения цели определила следующие задачи:

1. Сформировать позитивное отношение к прогулкам у родителей группы.

2. Усовершенствовать систему закаливания.

3. Обогатить содержание прогулок.

В первую очередь я провела анкетирование с родителями «Гуляете ли вы с детьми», которое показало:

из 23 детей группы в выходные дни гуляли на улице - 5 детей.

Причиной не выхода на улицу назвали:

Нет времени – 2

Ребёнок смотрел телевизор – 3

Ребёнок играл в компьютер – 2

Родители были на работе – 1

Просто не хотел - 10

Ребенок – дошкольник не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример.

По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы привить ребенку. Для того чтобы ребенок рос здоровым, у него было сознательное отношение к собственному здоровью следует в первую очередь у родителей формировать сознательное отношение к собственному здоровью.

Начала свою работу с родительского собрания, где объяснила требования САНПИН, рассмотрели особенности возраста детей 5 – 7 лет.

Для более эффективной совместной работы с родителями я в детском саду использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьями наших воспитанников. Это беседы и консультации «Закаливайте своих детей с раннего возраста», «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей», «Закаливание» и другие, рекомендации врача и медперсонала, мини-библиотека по теме «Приобщение дошкольников к ЗОЖ», видеофильмы по данной тематики, мультимедийные презентации.

Работали совместно над проектом «Мой режим дня в выходные», разработали и оформили памятки.

Опишу свою работу на примере тематического блока «Зима». Основные направления дошкольного образования включает время отведенное на

Непосредственная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Взаимодействие с семьей

Пальчиковая гимнастика «Снег идет»; чтение сказки «Четыре художника», «Зима» Г. Скребитского; игровое упражнение «Сколько снежинок»; рисование «Зимний пейзаж»; рассматривание картин «Зимние забавы»

Коррегирующая гимнастика «Растишка»; босохождение по пуговицам; Подвижные игры «Гуси - лебеди», «Кто лучше прыгнет», «Хоккей»; Прогулка «Наблюдение за снегопадом»; Труд – уборка снега на участке; опыт «Переход снега и льда в воду»; наблюдение «Вода двигает камни»

Консультация «О пользе прогулки в зимнее время», «Одежда на прогулке», «Закаливание»;

Презентации «Прогулка», «Здоровый образ жизни»;

Памятка «Закаливание», «Прогулка», «8 правил здорового образа жизни»;

Родительское собрание «Требования СанПин»;

В течение всего режима дня использовала различные приемы закаливания:

1). Босохождение

2). Хатха – Йога

3). Гигиенические процедуры

4).Гимнастика после сна

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Проводя подвижные игры, мы решаем очень много задач: удовлетворение потребности в движении, повышение эмоционального тонуса малышей, уточнение знаний об объектах, развитие ориентировки в окружающем, умение слушать взрослого, выполнять требования игры.

И все-таки, несмотря на разнообразие игр и занятий, есть дети, которые не любят гулять. Как правило, это дети, чьи родители не находят времени для прогулок. Но именно для таких детей прогулка чрезвычайно важна, и их нужно побуждать как можно больше двигаться.

В конце 2012 – 2013 учебного года провела сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила снижение заболеваемости с 23% до 17%.

Повторное анкетирование родителей показало следующие результаты:

из 22 детей группы в выходные дни гуляли на улице - 10 детей.

Причиной не выхода на улицу назвали:

Нет времени – 3

Ребёнок смотрел телевизор – 2

Ребёнок играл в компьютер – 3

Родители были на работе –1

Просто не хотел - 3

гуляли на улице не гуляли на улице

нет времени смотрел ТВ играл в компьютер родители на работе не хотел

2011 г. 5 2 3 2 1 10

2012 г. 10 3 2 3 1 3

Это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

Родители перестали сопротивляться, у детей сменная одежда. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к формированию привычки к здоровому образу жизни у детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прогулка как средство формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 16:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Прогулка как средство формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Егель (УИ 211281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД