МААМ-картинки

Прогулки в декабре (старшая группа)

Елена Ивлева
Прогулки в декабре (старшая группа)

Прогулка 1

Здравствуй, декабрь!

Цель:

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); выпал снег, на улице холодно.

Ход наблюдения

Пришел декабрь — первый зимний месяц.

«Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд.

Публикация «Прогулки в декабре (старшая группа)» размещена в разделах

Древнерусское название декабря: ЛЮТЕНЬ, СТУДЕНЬ - за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощенный тьмой и морозами.

Бывает, морозы затихают, и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.

По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?

Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

Какие защитные свойства у снега?

Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность:

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры:

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа: запрыгнуть в круг и выпрыгнуть из круга, выложенного из веточек. Цель: развивать умение прыгать на двух ногах.

Прогулка 2

Наблюдение за небом. Что такое осадки?

Цель: расширять знания детей об осадках (дождь, град, снег); познакомить с образованием осадков; развивать у детей внимание, память, мышление, познавательный интерес; обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.

Ход наблюдения

Ребята, а кто из вас знает, как можно назвать дождь, снег, град одним словом? (Ответы детей).

- Правильно, ребята это осадки. Осадки это вода в жидком состоянии (дождь) или в твердом состоянии (град, снег). Осадки выпадают из облаков и остаются на земле. Как вы думаете, какие осадки идут осенью?

- Правильно, осенью часто идут дожди.

- Когда еще идут дожди? (летом, весной, редко зимой).

- Ребята, а вы знаете, что такое дождь? Откуда он берется?

- Правильно, дождь это вода. А откуда вода берется, я вам сейчас расскажу.

- На нашей земле много воды. Вода есть в реках, морях, озерах Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха. Поднимается все выше легкий водяной пар от нагретой солнцем земли, забирается он высоко туда, где постоянно даже в самый жаркий летний день очень холодно, как зимой, пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в холодные капельки воды. Они легкие, как пух. Их очень- очень много и все вместе они образуют облако. В верхней части облака капельки замерзают – там очень холодно, они превращаются в льдинки, растут, тяжелеют, вот они уже не могут держаться в облаке и падают вниз. А падая, тают, потому что внизу куда теплее, снова становятся капельками воды, сливаются вместе и на земле идет дождь.

Ребята, а какие осадки идут зимой?

- Правильно, зимой идет снег. А откуда он берется?

- Правильно ребята, высоко над землей, где очень холодно, особенно зимой, водяные пары не успевают превратиться в воду, потому что сразу замерзают и превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Это снежинки.

Трудовая деятельность:

Очистка участка от веток и камней. - Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры:

Самый меткий. На стене рисуются крупные мишени для каждого игрока, а дети должны закидать свою мишень снежками. Кто сделает это раньше всех, а главное, аккуратно, тот победил. Цель- развивать меткость, глазомер.

Прогулка 3

Наблюдение за снегом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Ребята, какие осадки идут зимой?

- Правильно, зимой идет снег. А откуда он берется?

- Правильно ребята, высоко над землей, где очень холодно, особенно зимой, водяные пары замерзают и превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Но они растут. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся все больше и больше принимают вид знакомых вам снежинок. Ребята, а кто-нибудь видел, как снег падает хлопьями? Отчего это зависит? Когда зимой погода мягкая, снежинки слетаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому снег называют… пушистым.

- Ребята, вы когда-нибудь бегали по дорожке в ясный морозный день? Вы слышали, как снег скрипит под ногами? Как вы думаете, почему он скрипит?

- Это ломаются под ногами маленькие лучики холодных звездочек – снежинок. А так как ломается их сразу слишком много, мы слышим треск.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега. Цель: прививать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Подвижные игры: Веселая змейка. Дети строятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего – получается змея. Чем она длиннее, тем лучше. В ходе игры «голова» змеи пытается поймать свой «хвост». При этом цепь не должна разрываться. Если удалось поймать, то «хвост» становится «головой», и игра продолжается по тому же сценарию. Игра дает хорошую эмоциональную разрядку, т. к. играть в нее очень смешно.

Индивидуальная работа: «Кто дальше бросит?».

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

Прогулка 4

Наблюдение за синицей

Цель: на примере синицы познакомить с особенностями строения, образа жизни этих птиц; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Она любит петь и зимой и весной. Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Название этой птицы — синица произошло от звонкого пения, оно у синички как звон колокольчика, зинь-синь-ци-ци. А еще синица поедает мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Садоводы считают синиц лучшими защитниками садов. В сутки синица способна очистить сад от 360 гусениц, именно столько раз она возвращается к гнезду с птенцами, поедает синица с удовольствием слизней и различных жучков, а также их личинок. Чтобы птицы синицы поселились в саду, развесьте в саду синичники. Синичник это домик круглой формы, как у ствола дерева, наподобие скворечника, только входное отверстие меньше. Синица птица оседлая, не перелетная, живя в лесу, в конце осени они перебираются поближе к людям, в сады и парки, где теплее и можно найти пропитание, также, кстати, поступает и воробей. На Руси даже существует такая примета, прилетели синицы, жди наступления холодов, а день, в который в город прилетали синицы, назвали Синичкиным днем, раньше его даже отмечали 12 ноября.

Синичек можно кормить подсолнечными семечками; свиным салом (несоленым) – синички с удовольствием его клюют; отварным рисом, гречкой или крупой перловкой; картофелем; можно кормить и хлебом, но только черным.

Трудовая деятельность:

Сбор мусора с участка в определенное место.

Цель: формировать умение собирать мусор в определенное место; воспитывать желание помочь взрослым.

Подвижные игры:

«Мороз - Красный нос».

Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

Прогулка 5

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Что произошло с рябиной? Почему на ней нет листьев, а ягоды остались? (Листья облетели осенью, а ягодами питаются птицы.)

Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? (Зимующие).

Вокруг нас много снега, особенно возле деревьев. Ребята, а как вы думаете, для чего нужен снег деревьям? (Снег согревает дерево.)

Правильно, снег удерживает тепло. Зимой все деревья спят, ветки хрупкие, корни слабеют и промерзают, поэтому после холодной зимы, а если она была еще и малоснежной, растения погибают.

А действительно ли снег держит тепло и не дает промерзнуть корням? Для этого мы проделаем небольшой опыт: возьмем 2 одинаковые бутылочки, наполним их теплой водой, одну поставим на снег, а другу закопаем в снег, а в конце прогулки выясним, какая из них будет теплее. (в морозный день разница температуры воды в бутылочке под снегом будет хорошо заметна, она будет теплее, т. к снег удерживает тепло).

Уже рано осенью тяжелые гроздья круглых оранжево - красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные.

А еще рябина помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки. Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы.

Трудовая деятельность:

Очистка участка от веток и камней.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры: «Бездомный заяц»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего. Развивать внимание, быстроту, реакцию.

Индивидуальная работа: «С кочки на кочку» развитие координации движений.

Прогулка 6

Наблюдение за трудом дворника

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника;

способствовать обогащению словаря;

воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что делает дворник зимой на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для работы?

Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность:

Строительство горки из снега для кукол.

Цель: учить трудиться коллективно; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры:

«Два мороза».

Цель: упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Прогулка 7

Наблюдение за небом и облаками

Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «туча»; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения

Посмотрите на небо, какое оно сегодня? (чистое, голубое, солнечное или серое, хмурое, облачное, темное).

-Как вы считаете, оно грустное или радостное? (ответы)

- Если небо серое, грустное то погода какая, (пасмурная)

- Если небо голубое, безоблачное, светлое, погода какая? (солнечная, день ясный)

- Какая погода хороша для прогулки? Почему?

- Бывает утром пойдет снег, небо станет хмурым, облачным, а потом подует ветер, разгонит облака, выглянет солнце. Затем вдруг снова прилетят облака, пойдет снег.

- Какая это погода? (переменчивая).

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится. Можно сказать, что зимой небо «спит», ждет пробуждения, которое наступит скоро, весной. Кажется, что у неба «плохое настроение». Небо мгновенно и абсолютно непредсказуемо может меняться. Из нежного и игривого, овевающего ласковым ветерком, может стать мрачным и хмурым. Но рассеиваются тучи и снова дают место солнышку.

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега. Цель: прививать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Подвижные игры: «Кто дальше бросит?».

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Прогулка 8

Наблюдение за берёзой зимой

Цель: Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются). Продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)

Все деревья в зимнее время находятся в состоянии покоя, они спят. Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются. Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют. Береза зимой вовсе не теряет своей красоты, даже наоборот. Это изящное, хрупкое дерево с раскидистыми гибкими ветвями даже без листьев завораживает своим видом. Становится видно каждую маленькую веточку, их причудливое расположение, замысловатые сплетения.

Ребята посмотрите, что есть у берёзы? Какие части дерева? (Корни, ствол, крона-ветки, листья, почки.)

Какой у берёзы ствол (по величине: снизу, сверху) (К низу широкий, к верху зауженный и переходит в ветки.)

Какого цвета ствол? (Белый, с чёрными чёрточками.)

Скажите мне, а вы знаете, как называется кора берёзы? (Кора берёзы называется берестой.)

Как чувствуют себя деревья зимой? (Деревьям холодно, солнышко не греет.)

Почему березу называют русской красавицей? (Берёза - это распространённое дерево в России, она растёт почти на всей территории нашей страны. Береза является символом России)

Трудовая деятельность:

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: «Снежная королева»

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Назови какая?». Дети придумывают красивые определения для берёзки, называют ее ласково.

Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.

Прогулка 9

Наблюдение за хвойными деревьями

Цель: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Ребята, как вы думаете, для чего нужен лес? Что он дает человеку?

Сможем ли мы узнать наших старых знакомых (животных, деревья? Почему?

Какие деревья украшают лес зимой?

Ели на опушке —

До небес макушки —

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-елочки —

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

О каких деревьях говорится в стихотворении? (О елях.)

Какое дерево является сестрой ели? (сосна)

Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

В чем сходство хвойных деревьев?

Чем отличаются деревья друг от друга?

Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Трудовая деятельность: Очистка участка от веток и камней.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры: «Мороз - Красный нос».

Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Прогулка 10

Наблюдение за воробьем

Цель: познакомить с особенностями строения, образа жизни воробьев; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Ребята, как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? (Зимующие птицы.)

А кто знает, какие птицы не улетают на юг? (Сороки, синицы, дятлы, вороны, воробьи.)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. Кто это? (воробей)

Воробей – птица двухцветная: туловище светло-коричневое, а клюв, ноги, голова, крылья и хвост – темно-коричневые с черными перышками. Воробей – птица всеядная. Как вы думаете, что это значит? (Питается тем, что найдёт). Летом воробей питается насекомыми, зернами и семенами трав, плодами деревьев и кустов. А зимой – в основном отбросами. Зиму птицы проводят у жилья человека, где их могут подкормить люди. Воробьи довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на всё, что происходит вокруг них. Воробушки не боятся людей, могут прыгать возле ног человека, очень часто клюют из миски собаки. Когда какой-либо воробей находит корм, он громко чирикает, и таким образом созывает всю свою стаю. Дети, всегда помните, что птицы – наши друзья. Они украшают природу, приносят огромную пользу. Поэтому мы должны заботиться о них, особенно зимой, когда им голодно и холодно, подкармливать их и не обижать!

Трудовая деятельность:

Расчистка дорожек от снега. Цель: прививать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Подвижные игры: «Найди предмет». Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада; находить предмет по описанию.

Индивидуальная работа: «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Прогулка 11

Наблюдение за тополем.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы. Ствол у тополя прямой, кора серая, морщинистая, она защищает дерево от повреждений, с помощью ствола и веток к листьям и плодам поступает вода и питательные вещества. Корни находятся в земле, без корней дерево не сможет жить, они его питают водой и питательными веществами.

Давайте рассмотрим веточки наших тополей, что про них можно сказать?

А почему когда ветер очень много веток лежит у нас на снегу? Конечно, ветки тополя очень хрупкие.

Зимой, когда все кругом замерзло, и весь растительный мир «как бы впал в спячку», особенно бережно нужно ходить около деревьев, чтобы не сломать хрупкие от мороза веточки.

Почки и кора тополя обладают лечебными свойствами, умеют лечить некоторые болезни.

С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество, из которого потом делают очень полезный для здоровья человека прополис. Густая крона тополей защищает окна домов от пыли. Тополя не боятся выхлопных газов и других вредных веществ. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода, очищают воздух от грязи и пыли. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.

Трудовая деятельность:

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: «Горелки»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Назови какой?». Дети придумывают красивые определения для тополя, называют его ласково.

Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.

Публикации по теме:

Конспект целевой прогулки по ПДД «Экскурсия к перекрестку» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице, с понятием «пешеход», «переход». Задачи: Образовательная: Расширить.

Конспект целевой прогулки в пожарную часть (подготовительная группа)Конспект целевой прогулки в пожарную часть (подготовительная группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» Целевая экскурсия в пожарную.

Конспект прогулки с включением подвижных игр «Мир вокруг нас» (вторая младшая группа) Цель: приобщение детей к природе родного края и формирование основы культуры здоровья детей. Задачи: продолжать обучать описывать растения,.

Конспект прогулки «На поиски солнышка» (средняя группа) Воспитатель выходит с детьми на улицу. - Ребята, где же наше солнышко, пойдёмте все искать, сегодня наше солнышко позвало нас гулять!.

Конспект прогулки старшая группа «Наблюдение за букашками-таракашками»Конспект прогулки старшая группа «Наблюдение за букашками-таракашками» Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.

Конспект проведения прогулки «Осенние секреты» (средняя группа) Образовательная область: познавательное развитие Тема занятия: Осенние секреты Возрастная группа: средняя группа Цель: Организация отдыха.

Конспект проведения прогулки «Золотая осень» с самоанализом (старшая группа) Дата, краткое описание погодных условий 10.10.2018 Температура воздуха +5 градусов, пасмурно, сухо. Тема: Золотая осень Цель: Создание.

Перспективный план по сотрудничеству с родителями (средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) Перспективный план по сотрудничеству с родителями. Группа: Средняя 1. Музыкальный досуг «Путешествие в страну «Детский сад», «Осенний калейдоскоп»,.

Конспект прогулки «Рассматривание одуванчиков» (старшая группа)Конспект прогулки «Рассматривание одуванчиков» (старшая группа) .

Рабочая программа (старшая группа) Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Прогимназия № 1642 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5 - 6 лет) на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Прогулки в декабре (старшая группа)
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 22:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД