Лучший педагог года

Психологическая готовность ребенка к школе

Дина Абубакирова
Психологическая готовность ребенка к школе

Начало обучения ребенка в школе является важным, ответственным и ярким событием. С каким трепетным волнением переступают дети порог школы впервые дни своего обучения, как доверчиво смотрят они в глаза учителя! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель погасает огонек в детских глазах, почему для некоторых детей обучение становится мукой? Причин случившейся перемене несколько и одна из них недостаточная психологическая готовность ребенка к обучению. Психологическая готовность ребенка к школе предполагает интеллектуальную, социально - личностную и эмоционально-волевую готовность.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Под интеллектуальной готовностью следует понимать требуемый уровень развития некоторых познавательных процессов.

Социально - личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы, насколько ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения в целом и умение взаимодействовать с окружающим.

Эмоционально-волевая готовность – способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

По нашим наблюдениям у наших детей внутренняя позиция школьника в подготовительных группах была снижена. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе, но перед этим через, сколько трудностей надо будет пройти и учителю, и ученику. И на основании этого в 2012 году в нашем садике была открыта экспериментальная площадка, с целью создания системной работы между ДОУ и школой по формированию социально-личностного развития детей. Поступающий в школу ребенок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний.

Поэтому в настоящее время подготовка детей к обучению в школе является актуальной.

С целью изучения мотивационной готовности, эмоционального отношения к школе, внутренней позиции к учебной деятельности в подготовительных группах была проведена большая диагностическая работа. Были использованы следующие методики:

1. Изучение общей способности к обучению.

2. Изучение саморегуляции

3. Изучение мотивов учения.

4. Изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Кратко хочу рассказать о результате диагностик.

По первой методики - изучение общей способности к обучению. Мы получили такие результаты:

у 39 % детей – I уровень, 36% - II уровень, 21% - III уровень, 3% - IV уровень, 0% - V уровень.

Что означают эти уровни?

I уровень – Ребенок с интересом работает, сохраняется это на протяжение всего занятия, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, желает продолжить.

II уровень – Задание ребенка заинтересовывает, положительно к этому относится, но стремление продолжать по своей инициативе не наблюдается.

III уровень – Ребенок принимает цель задания частично и до конца занятия не может ее сохранить, из-за невнимательности допускаются ошибки, свои ошибки не замечает.

IV уровень - Ребенок принимает очень небольшую часть цели, делает ошибки и не исправляет их, не проверяет, к качеству выполненной работы равнодушен.

V уровень – Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того не понимает, какая перед ним поставлена задача, делает все как попало.

Вторая методика - изучение саморегуляции

На основании анализа протоколов можно сказать, что у 39% детей по саморегуляции – I уровень, у 33% - II уровень, у 21% - III уровень, у 5% - IV уровень 0% - V уровень.

Третья методика - изучение мотивов учения.

По данной таблице мы видим, что мотивационная готовность на I уровне у 57% детей,II уровень у 33%, III уровень у 10% и IV, V уровень 0.

Четвертая методика - изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого («графический диктант»).

По данной методике мы получили такие результаты: у 30% детей умеет подчинять свои действия определенному правилу, 36% детей умеют подчинять свои действия, но точно и правильно не получается выполнить, невнимательны, 19% детей цель задания понимают частично, допускают ошибки, 14% детей принимают очень небольшую часть цели, делают ошибки и не исправляют их, к качеству выполненной работы равнодушны.

В итоге после получения результатов диагностики проводится коррекционная работа по подготовке детей к обучению в школе, которая помогает ребенку адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья.

Рассмотрим результаты психологического обследования по готовности детей к обучению в школе за последние 3 года. В 2012 году когда мы только открыли экспериментальную площадку готовность к школе у детей было 61%, 2013 г. - 71%, а в 2014 г. - 86%. Средний уровень 2012 -%, 2013 г. - %, 2014 -% .С низким уровнем готовности в начале было 5% детей, второй год 4%, а уже 2014 г- 0.

Таким образом, результаты диагностик показывают эффективность нашей работы. Дальнейшая работа по данной системе поможет добиться еще лучших результатов и дети психологически подготовлено пойдут в школу.

Публикации по теме:

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 23:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД