Елена Боброва
Психологическая разгрузка для педагогов. «Синдром профессионального выгорания: сущность, диагностика и профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая разгрузка для педагогов
«Синдром профессионального выгорания педагогов : сущность, диагностика, профилактика».
В 70-годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников соц. служб, психологов) и т. д. Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтам с коллегами по малосущественным поводам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Поэтому, согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющиеся в профессиях эмоциональной сферы.
Публикация «Психологическая разгрузка для педагогов, „Синдром профессионального выгорания: сущность, диагностика и профилактика“» размещена в разделах
Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога… Но не кто не задумывается об эмоциональной перегрузке.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как выгорающий педагог не осознает его симптомы. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления. Во многом это зависит от личностных особенностей педагога :
Педагог, который более подвержен данному состоянию:
- с высоким уровнем тревожности;
- трудоголики, люди работающие для реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения;
- повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует выгорание;
Педагог, который менее подвержен данному состоянию:
-педагог владеющий активной тактикой сопротивления стрессу, имеет низкий уровень выгорания;
- педагог, гибко реагирующий на различного рода изменения, тоже менее подвержен;
- педагог, который самостоятелен, независим в своей деятельности это является важным моментом отрицательно воздействующим на выгорание;
-решающую роль в предотвращении выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей;
Перечислив все вышесказанное, мы рассмотрим данный синдром, проведем диагностику на наличие или отсутствие данного состояния у каждого из вас. И займемся профилактическими мероприятиями, посредством методов саморегуляции, релаксации, аутогенной тренировки.
Диагностическая методика «Часы» (самооценка собственной жизненной энергии).
Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания :
- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: заболевание каких – то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких – либо двигательных действий). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно – психической напряженности;
- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями) : «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», «нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; увеличение числа простудных заболеваний).
- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Три следствия профессионального выгорания :
- Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;
- Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект- объективные отношения;
- Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям- гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости;
Симптомы:
К Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на : физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
-Ощущение эмоционального и физического истощения;
-Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
-Общая слабость, снижение активности и энергии;
- Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно – кишечного тракта;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частая бессонница;
-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;
Социально – психологические симптомы :
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
-Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-Вспышки немотивированного раздражения или отказа от общения, уход в себя;
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
-Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что – то не так, как надо);
Поведенческие симптомы:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
-Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
-Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;
-Затрудняется в принятии решений;
- Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
-Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет;
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее:
- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
-оптимизация режима работы и отдыха;
-обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
-привитие навыков конструктивных моделей преодолевающего поведения;
А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
1. Привычки правильного питания, что подразумевает:
-регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
-включение в рацион фруктов и овощей;
- ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
- очень много свежей и чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
7. Сказать «нет» вредным привычкам.
8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
10. Общаться с домашним любимцем.
11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.
В заключении проводится релаксация (презентация) и упражнение “Звуковая гимнастика» (презентация).
С педагогами проводится тест «Уровень тревожности вашей личности» (по Спилбергеру- Ханину, «Состояние вашей нервной системы» (по К. Либельт).