МААМ-картинки

Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников

Светлана Шмойлова
Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Современная система претерпевает ряд глобальных изменений. Пересмотру подвергается не только структура, но и содержание, методология. На первый план выходят новые образовательные приоритеты - развитие личности ребенка, создание условий для его самостоятельности и творчества. Главное отличие от традиционной педагогики - не просто знания, а мировоззрение, собственная точка зрения и умение применять на практике полученную информацию.

Как уже было выше отмечено, одним из центральных звеньев образования является творчество учащихся. И в этой связи характер становится деятельностно ориентированным, в котором особую роль играю проекты.

Публикация «Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников» размещена в разделах

Наряду с традиционным содержанием обучения, знаниевый подход, оценочная система результатов работы, четкая структура урочной деятельности, сейчас необходимо использовать и другие способы, для достижения современных педагогических задач. Как раз проектная деятельность и является одной из таких форм. С помощью проекта мы можем сформировать компетентность в решении проблем, социальную самостоятельность, активную позицию.

Фундаментом проективного метода является когнитивное развитие ребенка, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно структурировать свои знания, развивать критичность мышления.

На первом этапе проектного обучения дети самодисциплинируются, выполняя работу по заданному алгоритму, а затем учась самостоятельно прописывать план своих действий, изучения темы.

Проектная деятельность имеет ряд педагогические преимуществ:

• сотрудничество, взаимодействие со своими сверстниками для решения поставленной задачи;

• учит способу проектирования через специально разработанные задания;

• помогает применять ранее полученный опыт и знания на практике.

Проектная деятельность требует от педагога этапности обучения, создания специальных условий для мотивирования младших школьников и расширения кругозора, самообразования в процессе практического применения знаний. Учитель должен быть компетентным, уметь дать четкий анализ результатов выполненного проекта, стимулирует активность учащихся.

Перед проведением работы необходимо четко выстроить логическую схему: задачи, методы, результат.

При проведении работы по различным проектам можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка целей и задач.

3. Планирование проектной деятельности

определение источников информации;

определение способов сбора и анализа информации;

итоговый продукт (форма представления результатов);

выработку критериев оценки результатов работы;

распределение обязанностей среди членов команды.

4. Реализация проекта.

5. Оценка и самооценка проекта.

6. Презентация.

Результативность проектной деятельности зависит от соблюдения и строгой придержанности структурным компонентам проекта. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

• распределение ролей;

• четкость целей;

• согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

• выработки единой системы ценностей;

• формирование умения выходить из конфликтной ситуации;

• воспитание поддержки и взаимного доверия;

• разработка подходящей методики работы;

• обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

• регулярный отчет о проделанной работе;

• ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

• развитие навыков общения.

В педагогической практике различают несколько видов проектов.

Таблица 1.

Виды проектной деятельности

Проекты по продолжительности

мини – проекты

(урок) краткосрочные

(4 - 6 уроков) недельные

(30 - 40 часов)

Проекты по комплексности (проектно – содержательной области)

моно – проекты

(в рамках одного (предмета) межпредметные

(в различных областях знаний)

Проекты по ведущей деятельности

исследовательский

игровые информационные, ориентированные на практику творческие

Еще одним важным этапом работы с проектом - это определение формы продукта проектной деятельности и его представления. Набор форм презентаций весьма ограничен, поэтому здесь требуется творческий подход, с учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, организационных (таблица 2).

Таблица 2.

Оформление результатов проекта

Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов

web-сайт; анализ данных социологического опроса; сравнительно-сопоставительный анализ; атлас, карта, учебное пособие; видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник; костюм, модель, коллекция, игра, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход, законопроект и т. д. деловая игра; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей; игра с залом; научная конференция, доклад; пресс-конференция; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; соревнование; телепередача и т. д.

Чаще всего проектная деятельность связана с групповой формой, при этом оценивается работа всей группы в целом. При индивидуальной или парной форме – в соответствии действия каждого ребенка или пары.

В ходе выполнения проекта младшие школьники учатся : рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения, вступать в коммуникацию.

Метод проектов в начальной школе имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести: навыки самообразования и самоконтроля, которые формируются у учащихся; навыки групповой деятельности; повышение познавательного интереса, учет индивидуальных особенностей. Но при этом возрастает нагрузка на учителя, ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, могут возникнуть психологические коммуникативные проблемы. Поэтому учителю необходимо хорошо продумать, обосновать сочетание методов, форм и средств обучения при использовании метода проектной деятельности в начальной школе.

Литература:

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Интор, - 1996. – С. 38.

2. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 26.

3. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 119.

4. Цукерман Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности / Г. А. Цукерман. – М. : АПК и ППРО, 2005. – С. 87.

Публикации по теме:

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 10:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шмойлова (УИ 111454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД