Лучший педагог года

Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников

Светлана Шмойлова
Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников

Современная система претерпевает ряд глобальных изменений. Пересмотру подвергается не только структура, но и содержание, методология. На первый план выходят новые образовательные приоритеты - развитие личности ребенка, создание условий для его самостоятельности и творчества. Главное отличие от традиционной педагогики - не просто знания, а мировоззрение, собственная точка зрения и умение применять на практике полученную информацию.

Как уже было выше отмечено, одним из центральных звеньев образования является творчество учащихся. И в этой связи характер становится деятельностно ориентированным, в котором особую роль играю проекты.

Публикация «Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников» размещена в разделах

Наряду с традиционным содержанием обучения, знаниевый подход, оценочная система результатов работы, четкая структура урочной деятельности, сейчас необходимо использовать и другие способы, для достижения современных педагогических задач. Как раз проектная деятельность и является одной из таких форм. С помощью проекта мы можем сформировать компетентность в решении проблем, социальную самостоятельность, активную позицию.

Фундаментом проективного метода является когнитивное развитие ребенка, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно структурировать свои знания, развивать критичность мышления.

На первом этапе проектного обучения дети самодисциплинируются, выполняя работу по заданному алгоритму, а затем учась самостоятельно прописывать план своих действий, изучения темы.

Проектная деятельность имеет ряд педагогические преимуществ:

• сотрудничество, взаимодействие со своими сверстниками для решения поставленной задачи;

• учит способу проектирования через специально разработанные задания;

• помогает применять ранее полученный опыт и знания на практике.

Проектная деятельность требует от педагога этапности обучения, создания специальных условий для мотивирования младших школьников и расширения кругозора, самообразования в процессе практического применения знаний. Учитель должен быть компетентным, уметь дать четкий анализ результатов выполненного проекта, стимулирует активность учащихся.

Перед проведением работы необходимо четко выстроить логическую схему: задачи, методы, результат.

При проведении работы по различным проектам можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка целей и задач.

3. Планирование проектной деятельности

определение источников информации;

определение способов сбора и анализа информации;

итоговый продукт (форма представления результатов);

выработку критериев оценки результатов работы;

распределение обязанностей среди членов команды.

4. Реализация проекта.

5. Оценка и самооценка проекта.

6. Презентация.

Результативность проектной деятельности зависит от соблюдения и строгой придержанности структурным компонентам проекта. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

• распределение ролей;

• четкость целей;

• согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

• выработки единой системы ценностей;

• формирование умения выходить из конфликтной ситуации;

• воспитание поддержки и взаимного доверия;

• разработка подходящей методики работы;

• обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

• регулярный отчет о проделанной работе;

• ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

• развитие навыков общения.

В педагогической практике различают несколько видов проектов.

Таблица 1.

Виды проектной деятельности

Проекты по продолжительности

мини – проекты

(урок) краткосрочные

(4 - 6 уроков) недельные

(30 - 40 часов)

Проекты по комплексности (проектно – содержательной области)

моно – проекты

(в рамках одного (предмета) межпредметные

(в различных областях знаний)

Проекты по ведущей деятельности

исследовательский

игровые информационные, ориентированные на практику творческие

Еще одним важным этапом работы с проектом - это определение формы продукта проектной деятельности и его представления. Набор форм презентаций весьма ограничен, поэтому здесь требуется творческий подход, с учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, организационных (таблица 2).

Таблица 2.

Оформление результатов проекта

Формы продуктов проектной деятельности Виды презентаций проектов

web-сайт; анализ данных социологического опроса; сравнительно-сопоставительный анализ; атлас, карта, учебное пособие; видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник; костюм, модель, коллекция, игра, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход, законопроект и т. д. деловая игра; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей; игра с залом; научная конференция, доклад; пресс-конференция; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; соревнование; телепередача и т. д.

Чаще всего проектная деятельность связана с групповой формой, при этом оценивается работа всей группы в целом. При индивидуальной или парной форме – в соответствии действия каждого ребенка или пары.

В ходе выполнения проекта младшие школьники учатся : рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения, вступать в коммуникацию.

Метод проектов в начальной школе имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести: навыки самообразования и самоконтроля, которые формируются у учащихся; навыки групповой деятельности; повышение познавательного интереса, учет индивидуальных особенностей. Но при этом возрастает нагрузка на учителя, ученик часто попадает в стрессовую ситуацию, могут возникнуть психологические коммуникативные проблемы. Поэтому учителю необходимо хорошо продумать, обосновать сочетание методов, форм и средств обучения при использовании метода проектной деятельности в начальной школе.

Литература:

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : Интор, - 1996. – С. 38.

2. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 26.

3. Поливанова К. Е. Проектная деятельность школьников : Пособие для учителя / К. Е. Поливанова. – М., Просвещение, 2008. – С. 119.

4. Цукерман Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности / Г. А. Цукерман. – М. : АПК и ППРО, 2005. – С. 87.

Публикации по теме:

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические аспекты управления проективной деятельностью младших школьников
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 10:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД