Кирюшкина Наталья Сергеевна
Психологические минутки в детском саду и их влияние на психическое здоровье дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду я работаю над проблемой формирования психического здоровья дошкольников. Мы очень часто на себе ощущаем взаимосвязь психической и физической составляющих нашего организма. Отсутствие физической боли дает человеку основу для позитивного психоэмоционального состояния. В то же время положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психологически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.
Публикация «Психологические минутки в детском саду и их влияние на психическое здоровье дошкольников,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Для создания теплой и дружеской атмосферы в группе детей я использую психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и педагогу. Лучше всего проводить речевые в начале занятия. Мы с детьми встаем в круг и держимся за руки. Обращаясь к детям, я говорю, что он очень рада видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т. д. Можно речевую настройку проводить с клубочком желтых ниток. Дети, разматывая, передают друг другу клубочек по кругу и говорят, что очень рады видеть других детей на занятии, желают друг другу добра, счастья, здоровья, удачи, хороших друзей и улыбок и т. д. Слова могут быть различными, но суть должна остаться той же: они должны показывать детям, что их рады видеть, настраивать на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками.
Текст речевой настройки.
«Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, что бы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, не драться. Будем только радовать друг друга. А радостно и весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становиться тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу».
Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление и проводится следующим образом. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Я включаю музыку и проговариваю текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт. Это могут быть прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставе, их необходимо повторить 4 – 6 раз.
Возможна дополнительная мотивационная поддержка. Например, я говорю, что медвежонок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет делать это правильно; («медвежонок» должен обязательно подойти ко всем детям). По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх – вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки – выдох. Продолжительность релаксации – от 2 до 7 минут.
У детей первой и второй младших групп релаксация – это импровизированный сон с какой–либо игрушкой. К детям в гости приходит зайка, мишка или любой другой персонаж, играет или говорит с детьми и предлагает им немного отдохнуть. Дети ложатся на коврики на спину, звучит колыбельная. Я говорю детям, что они не должны вставать, пока играет музыка и спит мишка, а то они его разбудят. Подхожу поочередно к детям, глажу мишку, ребенка и говорю, например: «Мишка спит и Маша спит». После «сна» выполняется спокойный подъем и 2 – 3 упражнения на дыхание: «Подуйте на мишку, а то ему стало жарко во сне». Мишка прощается и уходит. Продолжительность релаксации – от 1 до 3 минут.
Тексты для релаксации.
«Волшебный сон»
Педагог – психолог. Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
Музыка выключается.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
«Тихое озеро»
Педагог – психолог. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете …
А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.
Цель саморегуляции – снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение. Старшим детям можно сказать, что необходимо научиться управлять собой. Дети располагаются произвольно (стоя, сидя) в зависимости от упражнения. Я даю название упражнению, рассказываю, как оно выполняется. Дети выполняют. Если упражнение знакомое и отработанное, то достаточно только назвать его. Продолжительность выполнения 1 – 2 минуты. В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Саморегуляция может проводиться индивидуально или с подгруппой детей, психическое и эмоциональное состояние которых этого требует.
В младшем дошкольном возрасте упражнения на саморегуляцию включают работу с кистями рук: сжимание и разжимание кулака, хлопки, встряхивания и т. д. В среднем и старшем возрасте в таких упражнениях задействуются все группы мышц.
Игры на саморегуляцию.
«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох – выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шей напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
«Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Пара»
Попеременное движение с напряжением и расслаблением рук.
Стоя, друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. За тем поменять руки местами. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
«Палуба»
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, чуть согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох – выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
«Карандаши» (для детей с двух лет)
Педагог – психолог. Пальчики – это карандаши и их надо убрать в коробку – сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут.
Через несколько секунд педагог – психолог предлагает достать карандаши – разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»
Повторить 2 – 3 раза.
«Кулачок» (для детей с двух лет)
Дайте ребенку в руку какую–нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко – крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладони будет красивая игрушка или сладкая конфета.
Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
«Снежная баба» (для детей с четырех лет)
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
«Спаси птенца» (для детей с четырех лет)
Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.
«Солнечный зайчик» (для детей с четырех лет)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
«Гора с плеч» (для детей с пяти лет)
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, «сбрось гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение пять – шесть раз, и тебе сразу станет легче.
«Дыши и думай красиво» (для детей с пяти лет)
Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
- скажи: «Я – лев» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – птица» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – камень» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – спокоен» - выдохни. Ты действительно успокоишься.
Психологические игры способствуют объединению детей в группе, снимают конфликтность, воспитывают умение понимать чувства других людей реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе. Психологическими играми можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации, психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей.
В своей работе я организую и провожу психологические игры в удобное для детей время. Это могут быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависит от её цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности (5 – 20 минут).
Психологические игры.
«Кукла» (для детей с двух лет)
Педагог – психолог читает рифмованный текст, дети делают соответствующие движения.
Тихо, куколка, сиди,
Мою маму не буди.
Дети тихо сидят на корточках.
Прыгай, кукла веселей,
Буди маму поскорей.
Дети прыгают и хлопают в ладоши.
«Цветные мелки»
Для этого упражнения дети должны найти пару и встать так, чтобы один был впереди, а второй сзади. Ведущий показывает цветной мелок и спрашивает, что это и для чего нужно? Предлагает превратить указательные пальчики в цветные мелки и нарисовать на спине своей пары солнышко. Затем дети меняются местами в парах и рисуют цветок.
Рефлексия: что вам больше понравилось – рисовать «мелком» или, когда вам рисовали на спине?
«Четыре стихии»
Дети садятся в круг. Педагог – психолог предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» - вытянуть вперед, при слове «воздух» - поднять вверх, при слове «огонь» - вращать кистями. Ребенок, совершивший ошибку, выходит из игры.
Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того, как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» - а показать движение «земли».
«Кричалки – шепталки – молчалки» (для детей с четырех лет)
Флажки – это сигналы, которым должны подчиняться дети: зеленый флажок – «кричалка», он означает, что можно кричать и бегать; желтый флажок – «шепталка», он разрешает тихо разговаривать и ходить; красный флажок – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо красной ладонью.
Комментарий: для детей младшего возраста показ флажка лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.
В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».
Такая системная работа позволяет создавать благоприятный психологический климат в группе, а детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.