МААМ-картинки

Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников

Екатерина Козина
Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и

Публикация «Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников» размещена в разделах

практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Для маленького ребенка семья — это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым и лицемерным.

По мнению А. Я. Варга, В. В. Столина, родительские отношения — это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекала внимание многих психологов самых различных школ и направлений. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностным, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и многими другими, который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения : родителей к ребенку —родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. И. Буянов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская, Т. В. Якимова и др.).

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным

как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной

степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства, как социального института.

Эмоциональное отношение к партнеру у родителей и ребенка в контексте их

отношений имеет различное происхождение, психологическое содержание и

динамику развития. Если применительно к супружеским отношениям можно

говорить о принципиальном равенстве партнеров —как в отношении генезиса, так и развития и реализации эмоциональной связи, —то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной.

Анализ психолого-педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в данном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые проявляют себя в различных видах девиантного и аддитивного поведения. В связи с этим высокий уровень конфликтности старших дошкольников требует своевременного выявления и коррекции.

Внутри данной проблематики исследования заявлена конкретная тема:

«Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников».

В рамках данной темы было организовано и проведено исследование с целью выявления психологических особенностей детско-родительских отношений старших дошкольников в семье.

Предмет исследования —детско-родительские отношения старших дошкольников в семье.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Нами было проведено исследование детско-родительских отношений с по-

мощью методики «Кинетический рисунок семьи», разработанный Р. Бернсом и С. Кауфманом.

В исследовании принимали участие дети подготовительной группы детского

сада № 8 города Красногорска.

В ходе количественного анализа рисунков детей было выявлено что 86%

детей оценивают семейную ситуацию как благополучную, но тем не менее в

каждой исследуемой семье были выявлены такие характеристики детско-родительских отношений как тревожность, конфликтность, чувство неполноценности и враждебности в семейной ситуации.

Сравнительный анализ выявил следующие особенности семейной ситуации

и уровня эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста в семье.

Благоприятная семейная обстановка характеризуется сниженным уровнем

конфликтности, такие качества как тревожность, враждебность, чувство неполноценности, вообще не выражены. И наоборот при усилении конфликтности, повышается уровень тревожности и враждебности к семейной ситуации, то есть формирование неблагоприятной семейной ситуации.

Тревожная семейная обстановка характеризуется повышенным уровнем

враждебности, конфликтности по отношению к членам семьи. При их усилении у ребенка формируется чувство неполноценности. Данный тип семейной ситуации характеризуется как неблагополучный. При снижении этих качеств уровень благополучия повышается.

Конфликтная семейная ситуация характеризуется высоким уровнем тревожности в семейной ситуации, чувством неполноценности и враждебности по отношению к членам семьи, и окружающим его людям.

Чувство неполноценности ребенка связано с высокой конфликтностью в семейной ситуации. При его усилении, поведение ребенка характеризуется общей тревогой к окружающей его действительности, и как следствие враждебное отношение ко всему происходящему. В таких семьях недостаток материнской и отцовской чувствительной поддержки ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют на эмоциональную сферу ребенка, его модель понимания тесных взаимоотношений. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Враждебная семейная ситуация, характеризуется высокой тревожностью,

конфликтностью с членами семьи и окружающими его людьми. Это приводит к личной и социальной неполноценности.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений

является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное

личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка.

Детско-родительские отношения, возникающие в процессе становления

личности ребенка, имеют определенную специфику и характеризуются относительной непрерывностью и длительностью во времени; эмоциональной значимостью для ребенка и родителей; амбивалентностью в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемостью отношений в зависимости от возраста ребенка; потребностью родителей в заботе о ребенке; принятием родителями на себя ответственности за ребенка.

Литератера

1. Котова Е. Детско-родительские отношения в различных типах семей. Красноярск, 2004.

2. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. М. ; Обнинск, 2004.

3. Варга А. Я., Столин В. В. Работа психолога с родителями // Детский психолог. 1998.

Публикации по теме:

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке»Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке» Проект Детско-родительских отношений «Лето в «СКАЗКЕ» Девиз проекта: «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!»Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!» Составитель: Самсоненко Е. И. Место проведения: МБДОУ №49 "Золотой петушок" г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка». Цель:.

Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность.Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность. Укрепление детско - родительских отношений через совместную деятельность. Мысленно еще ни раз хочется возвратиться к очень теплому, красочному,.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 22:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД