Приложение МААМ

Психологический анализ мультфильма «Умка»

Наталия Копорушкина
Психологический анализ мультфильма «Умка»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический анализ мультипликационного фильма «Умка».

Мультфильм «Умка» был снят в 1969 г. на киностудии «Союзмультфильм».

Автор сценария, писатель Юрий Яковлев. Художники и режиссеры Владимир Попов и Владимир Пекарь. Композитор Евгений Крылатов. Песенку «Колыбельная медведицы» исполнила Аида Ведищева.

Мультипликационный фильм представляет собой рисованную короткометражку продолжительностью 9 мин. 50 сек.

Публикация «Психологический анализ мультфильма „Умка“» размещена в разделах

1. Описание мультфильма и психологическая интерпритация

На далеком-далеком Северном полюсе мама-медведица учит своего малыша делать берлогу: «Я научу тебя. Тебе пригодится. Нужно вырыть яму и улечься в ней поудобнее. Снег плотно засыпит тебя и когда над тобой вырастет сугроб, начинай ворочаться. Потом встань, выгни спину и у тебя будет берлога, теплая как наша». «А я не задохнусь?» - спрашивает медвежонок. «Нет от теплого дыхания появится отдушина» - отвечает мама- Медведица. «А теперь спать, Умка Но умка просит рассказать про рыбу. Медведица рассказывает: «В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба Солнце. Она большая и круглая и плавает только прямо, и не может увернуться от зубов акулы, поэтому она и печальная». «А наше солнце тоже съела акула?». «Нет, солнце не рыба, оно плавает наверху». «А, в верхнем море, да?» - догадался Умка. Мама укладывает мишку спать и поет ему колыбельную:

«Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь.

Спят твои соседи

Белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи

Белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш».

Когда малыш просыпается, то видит солнце и людей. Он спрашивает у мамы: «А кто такие люди?». «Люди, это такие медведи, которые ходят на задних лапах и могут снять себя шкуру». Умка тоже так хочет. Медведица говорит, что от них пахнет дымом и к ним нельзя подходить. Зовет его ловить рыбу, чего Умка пока не умеет.

Медведица учит Умку ловить рыбу, говорит, что бы он прикрыл лапой нос, он ведь черный и выдает его на фоне белого снега.

«А медведи, которые ходят на задних лапах и могут снять себя шкуру, тоже закрывают лапой носы?» - интересуется Умка.

Вскоре он познакомился с маленьким мальчиком, которого поначалу очень испугался. Но потом он подбежал к нему и стал его нюхать. «Ты чего это? Ты зачем меня нюхаешь?» - спрашивает мальчик. «Мама говорила, что ты пахнешь дымом, а ты пахнешь молоком. И хвоста у тебя нет, может, вырастет!» Мальчик называет медвежонка глупым.

Мальчик побежал и кинул свою шапку. «Странно у него две головы.» - удивился Умка.

Умка пытается прыгать так же, как олени, но у него ничего не получается. Он снова встречает мальчика. «Ой, это ты? Здорово!» - говорит мальчик Умке. «А у тебя две головы, а у меня, о! Одна.» - говорит Умка. «Это не голова, это шапка!» - объясняет мальчик. «А почему у тебя на носу не растут волосы?» - продолжает Умка. «А вот этого я не знаю».

Умка предлагает своему другу пойти к морю, и он радостно соглашается. Умка зовет его поплавать. «Да ты что? Вода холодная!» - говорит мальчик. «Жарко!» - отвечает Умка. Медвежонок нырнул и мальчик испугался, что он утонул. Но белые медведи не тонут.

Умку зовет мама. Он переживает, как бы ему не попало. «А что делать то?» - спрашивает мальчик. «Ложись в снег и закрой лапой нос» - учит Умка.

Пришла мама и почуяла, что пахнет дымом. Умка отвлекает её, говорит: «О, вон рыба!» - «Где рыба?» - «Вон Она» - «Да где же?» - «Дальше, дальше, вон в той полынье!»

Умка прибегает обратно, но мальчика уже нет, только шапка осталась. Он надевает шапку и бежит искать друга.

Вскоре люди решают двигаться дальше, увозя мальчика прочь от того места, где живет медвежонок. Он опечален. – «А двуногие медведи плавают на льдинах?» - спрашивает Умка у мамы. «Плавают, только самые смелые.» Умка уговаривает маму путешествовать на льдине.

«А акула меня не съест?» - переживает Умка.

«Ты же не печальная рыба Солнце, ты белый медведь! Вперед, Умка!» И они отправляются в далекое странствование.

Медведица поет колыбельную:

«Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи,

Звездные медведи,

Светят дальним кораблям».

В это время мальчик смотрит на звёздное небо. И видит на нем созвездие большой медведицы и Умку…

2. В вышеприведенном сюжете мультфильма «Умка» авторы отобразили личностные особенности ребенка младшего дошкольного возраста и свойственные этому возрасту особенности поведения. Умка имеет пытливый ум и постоянно задает своей маме забавные вопросы, на которые она терпеливо отвечает. Это свидетельствует о возрасте почемучек, характерной для этого периода. Маленькие дети всегда испытывают интерес к окружающему миру. В три года, когда ребенок уже умеет разговаривать, он начинает проявлять интерес к окружающим предметам, задавая интересные вопросы. У ребенка наступает новый этап в развитии. Возраст почемучек – это примерно с трех лет до пяти. Ребенок трех лет только познает окружающий мир, слишком многое для него пока загадочно и непонятно.

Еще одним индикатором определения возраста медвежонка в сюжете мультфильма выступает самостоятельность. Прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие.

Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников (новый друг Умки, примерно такого же возраста, как он).

Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

Социальная ситуация развития в этот период общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

Развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) имеет характерные особенности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться.

Вот и у Умки самая яркая черта – неуёмное любопытство. Всё ему хочется знать. Ответ немедленно вызывает в голове движение мысли и рождает новый вопрос, нередко даже не связанный с предыдущим.

По характеру Умка – спокойный и рассудительный, все свои новые знания стремится выстроить в логическую цепочку. Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой.

Новое впечатление немедленно вызывает у Умки прилив активности и радости. Увидев скачущих оленей – тут же сам пытается скакать, как они. Увидев маленького мальчика – не пугается, а подходит к нему и замечает:

– Мама говорит, что люди пахнут дымом… а ты пахнешь молоком!

Слабая черта Умки – сенсорика. Сколько ни пытается ему Мама-медведица привить практические навыки – Умка воспринимает их слишком буквально, без связи с конкретной обстановкой. Например, Мама советует Умке закрывать лапой нос при ловле рыбы, потому что чёрный нос выдаёт белого медведя. Умка же понимает это по-своему, и когда хочет помочь своему новому другу спрятаться от Мамы, советует ему:

– Ложись в снег и закрой лапой нос!

При знакомстве с новым другом Умка довольно прямолинеен. Он не здоровается и не прощается, зато тут же засыпает вопросами или удивляется:

– У тебя две головы! А у меня – о! – одна…

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность.

Когда Умку зовет мама. Он переживает «Как бы мне не попало».

Эмоциональная сфера младшего дошкольного возраста характерна в целом спокойной эмоциональностью, отсутствием сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка.

Сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.

Психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие сложившегося положения.

Отношения между Умкой и Мамой – очень хорошие, хотя Умке с ней и немного скучновато, а Маму немного утомляет его неуёмное любопытство. Мама - Медведица спокойна, рассудительна и практична. Она относится к логическим типам – эмоции она особенно не проявляет, зато очень усердно учит Умку тому, что может пригодиться в жизни. По характеру – строгая, но добрая и заботливая. Так и выглядят отношения полудополнения – по программной функции оба дополняют друг друга, а по творческой – наоборот, гасят.

Литература

1. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие. Мн. ; М., 2000.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.

5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М. : Союз, 2006.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2004.

8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009.

9. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В., Корнев А. В., Дымов Е. И. Технологии в изучении психологии. – М. : Педагогическое общество, 2003.

10. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2007.

11. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.

Публикации по теме:

«Афиша мультфильма». Конспект непрерывной образовательной деятельности«Афиша мультфильма». Конспект непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема комплексно-тематического планирования: «О дружбе и друзьях». Тема НОД: «Афиша мультфильма».

Фотоотчет «Прогулка с героями мультфильма «Фиксики»Фотоотчет «Прогулка с героями мультфильма «Фиксики» Как обычно наши средние группы вышли на участок погулять,ребята играли в любимые игры, кто- то рисовал, лепил, а кто- то на корабле уплывал.

Фотоотчет «Герои мультфильма на участке!»Фотоотчет «Герои мультфильма на участке!» В эту зиму на нашем участке появились герои мультфильма Григория Остера «38 попугаев». Мы постарались передать образы болтливой Мартышки,.

Интеллектуальная игра «Умка» для старших дошкольников СЦЕНАРИЙ ДЕТСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ «УМКА» (с презентацией) Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники олимпиады. Сегодня.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Умка в гостях у ребят» Задачи: Продолжать знакомить детей с северными животными. Развивать умения детей образовывать слова суффиксальным способом. Развивать внимание,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория интересных открытий «Умка»Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория интересных открытий «Умка» Цели: – углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять,.

Мастер-класс «Создание мультфильма» ВидеоМастер-класс «Создание мультфильма» Видео Я хочу представить Вашему вниманию мастер-класс по созданию мультфильма своими руками. Вы думаете, что создать мультфильм сложно? Уверяю.

Проект по развитию речи на основе мультфильма «Соломенный бычок» Проект «Мультфильм «Соломенный бычок». Проект на основе мультипликационного фильма «Соломенный бычок» («союзмультфильм», 1954г.) по мотивам.

Проект (сценарий) педагогического мероприятия. Интегрированная НОД «Умка в весеннем лесу» на основе ФГОС Составитель: Зяблова Светлана Викторовна Проект педагогического мероприятия: интегрированная НОД по экологическому развитию, развитию речи,.

Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок»Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок» Цель: Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника. Развитие познавательных.

Автор публикации:
Психологический анализ мультфильма «Умка»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 17:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический анализ мультфильма «Умка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Копорушкина (УИ 404406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД