МААМ-картинки

Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка»

Ася Кузьмина
Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Наверное, каждый человек хотя бы однажды испытывал чувство вины. Чувство вины - это «эмоциональное осуждение себя за что-то». В зависимости от степени интенсивности это чувство может доставлять человеку мимолетные неудобства или сделать жизнь невыносимой, проявляясь, например, в виде бесконечных самоупреков.

Чувство вины формируется у ребенка родителями:

• Вербально (словесно), например, прямым обвинением («Ты плохой мальчик, если не хочешь чистить зубки») или укором («Ну, что же ты… мы думали, что ты не жадная девочка… а ты не даешь Маше свои игрушки»). То есть, личностные качества ребенка связывают с его поведением.

Публикация «Психологический лекторий для родителей „Вина и ответственность в воспитании ребенка“» размещена в разделах

• Передачей ответственности за свои чувства («Ты разрываешь мне сердце!», «Ты меня в могилу сведешь!», «Хорошие дети родителей не расстраивают»). То есть, поведение ребенка объявляется причиной плохого папиного настроения или слез мамы.

• Атмосферой сравнения, оценки и осуждения. Например, если родители озабочены мнением окружающих и им важна оценка со стороны, то они будут изо всех сил стараться, чтобы их ребенок был самым лучшим (самым умным, самым красивым, самым-самым). То есть, ребенка принуждают делать то, что он, в общем-то, и не обязан делать, но из любви к родителю ребенок старается соответствовать «идеальному» образу. Но в большинстве случаев этот «идеальный» образ очень далек от настоящего ребенка с его недостатками и достоинствами, что и вызывает чувство вины.

Какую выгоду несет чувство вины родителю? Эти способы воздействия на ребенка прекрасно работают, в том смысле, что они позволяют добиться того поведения, которое нужно взрослому. Но при этом данные способы воспитания наносят психологический вред ребенку и делает из него подверженного манипуляциям человека. Поэтому, вместо того чтобы изводить ребенка претензиями, приводящими к чувству вины, лучше извлеките из ситуации урок на будущее и научите этому своего ребенка.

Ответственность за свои поступки – это правильный способ построения отношений с собой, другими людьми и миром. Ответственность – это:

• не вина, а уверенность в себе,

• осознание взаимосвязи между личными действиями и результатом,

• способность в будущем избежать возникновения аналогичной (негативной) ситуации.

То есть, при воспитании необходимо разъяснить ребенку, что если он сделал ошибку, (поступил плохо), то у него всегда есть ее шанс ее исправить. При данном психологически верном подходе воспитания, у него не возникает глубокого чувства вины (виноват - исправлю). Поэтому чувство вины должно проходить после устранения ошибки. Но если родитель (а в последствии и ребенок) воспринимает вину как подтверждение плохости (виноват - плохой), то формируется психологическая установка, что нужно угождать, подстраиваться под других, быть «хорошим». При этом может формироваться патологически длительное ощущение вины, ее постоянство даже после извинений, исправлений неправильного действия.

Подведем итог: вина - очень деструктивное чувство. Это то, что заменяет исправление ошибок. Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины.

Рекомендации психолога:

1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты неряшливый!». Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Ты можешь выглядеть лучше».

2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости». Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…».

3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. Иначе формируется чувство стыда, а не ответственность.

4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?» Нет ничего плохого в том, чтобы просить прощения. Плохо, когда этим все и ограничивается, без исправления ошибок.

5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом. Акцентируйте внимание не на ошибках, а на возможностях их исправить (вариантах, альтернативах поведения и поступков).

6. Учите личным примером. Избавьтесь от своего чувства вины. Исправляйте свои ошибки и будьте ответственными.

Публикации по теме:

«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Роль матери и отца в воспитании ребенка.» ПОДГОТОВИЛ : Воспитатель ЯЦКИНА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА.

Роль семьи в воспитании здорового ребенка «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан – Жак Руссо. Здоровье – бесценное достояние не только.

Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка» Воспитание-не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка. Сухомлинский В. А. Ещё в утробе матери ребенок.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» Педагогика семейного воспитания – это одна из труднейших задач о воспитании. Семье принадлежит основная социальная функция - воспитание.

Лекторий для родителей МБДОУ № 16 г. Арзамас ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель:.

Консультация психолога для родителей «На что ориентироваться в воспитании младшего в семье ребенка?» Младший ребенок. Какой он? Здравствуйте! Обращаюсь к вам с наболевшим вопросом. Дело в том, что я иногда совершенно не понимаю своего младшего.

Памятка родителям о воспитании ребенка от 2 до 3 лет Памятка Родителям О воспитании ребенка От 2 до 3 лет Каждая мать хочет вырастить своего ребенка здоровым, крепким. И в этом первый.

Психологический аспект работы родителей с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование и развитие процессов высшей психической.

Психологический тренинг для родителей «Искусство взаимопонимания» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме; отработка навыка взаимодействия.

Родительский лекторий как способ повышения педагогической компетенции родителей В формировании и становлении личности ребенка с нарушением интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, наличию в ней благоприятного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка»
Опубликовано: 15 апреля 2017 в 16:49
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический лекторий для родителей «Вина и ответственность в воспитании ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Ася Кузьмина (УИ 99092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД