Получи документы

Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.

Ольга Тусаева
Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.

(из опыта работы)

Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский

сад №332» г. о Самара О. В. Тусаева.

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность.

Публикация «Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов,» размещена в разделах

Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получении положительных результатов. Необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.

В таких условиях особое значение придается изучению влияния нововведений на состояние профессиональной деятельности педагога и психологическому сопровождению инновационной педагогической деятельности. Иногда одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать инновацию как дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.

Психологическое сопровождение инновационного процесса основано также и на выводах о готовности педагогов к нему.

Психологическое сопровождение инноваций – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

диагностика существа возникшей проблемы;

информация о существе проблемы и путях ее решения;

консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

содействие педагогам в инновационной практической деятельности с учетом рекомендаций.

Диагностика. Цель ее – выявление уровня профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности, которая включает в себя подготовленность: научную; методическую; психологическую.

Компонентами готовности педагогов с инновациям являются:

компетентность педагога (представления об инновациях, о собственных функциях в условиях инноваций; сведения о методах психолого-педагогического исследования; знания в области психологии, педагогики, частных методик, теории управления);

нравственность (бережное и грамотное отношение к участникам инновационного процесса; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность);

инициативность (направленность на поиск и постановку педагогических проблем); потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении инновационной деятельности, завершение начатого;

профессиональное мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности; способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные возрасту, экономичные методы в педагогическом исследовании; умения и навыки проведения исследования, получения срезов).

Психологическая подготовленность педагогов подразумевает:

информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей (понимание закономерностей познания; ориентация в компонентах обучения, их сущности основ обучения, воспитание и развитие ребенка разного возраста);

информированность о психологических особенностях детей, основных этапах их развития (ориентация в психологических особенностях детей и необходимость их учета при отборе содержания, форм и методов воспитания и обучения; понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ; ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики дошкольников).

Неотъемлемая часть психологического сопровождения инноваций – это консультирование педагогов.

Консультирование различается двух видов:

индивидуальное (по запросам педагога или руководителя инновации);

групповое (совместно с руководителем инновации, например консультация для педагогов «Особенности общения с родителями вновь поступивших детей»).

Для изучения влияния инноваций на деятельность педагогов, рост их профессиональной компетенции мы используем анкеты, в содержание которых включены следующие вопросы:

Какое влияние оказало на вас лично участие в инновационной деятельности?

Какое влияние оказала инновация на обстановку в педагогическом коллективе?

Какое участие в инновационной деятельности отразилось на вашей профессионально-педагогической квалификации?

Какое влияние оказала инновация на протекание образовательных процессов?

Также проводится анкетирование на выявление способностей педагогов к развитию (приложение 1)

Анализ анкетных данных может показать, насколько адекватны требованиям педагогов нововведения в образовательном учреждении. На основе результатов анкетирования планируется адресная помощь педагогам: проводятся тренинги и семинары –практикумы, на заседаниях «Школы профессионального мастерства» решаются проблемы построения программ для детей с отклонением в развитии, на методических объединениях педагогов по актуальным проблемам обсуждаются вопросы реализации современных здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста. С педагогами, уровень готовности которых к нововведениям определяется как низкий, проводятся консультации, индивидуальные занятия, оказывается психологическая поддержка в совершенствовании профессиональной деятельности.

Входе осуществления инновационной педагогической деятельности важно сохранять благоприятный психологический микроклимат в коллективе, который гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда. С этой целью проводится анкетирование педагогов по изучению психологического микроклимата в коллективе (приложение 2)

Результаты данного анкетирования позволяют составить банк о педагогах, готовых к повышению уровня профессионального мастерства; составить план внедрения и обобщения позитивного педагогического опыта. Но главное, руководитель учреждения получает сведения о том, как меняется состояние здоровья педагогов, работающих в рамках нововведений, что позволяет оказать педагогу вовремя поддержку и помощь.

Таким образом, психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении поможет руководителю «держать руку на пульсе» и быть в курсе всех положительных или негативных изменений, происходящих в коллективе. Позволит включить большинство педагогов в этот процесс с учетом их возрастных, профессиональных и психологических особенностей, а также получить реальные данные о возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему инновационной педагогической деятельности, которая будет востребована родителями и объективно подкреплена профессиональной компетентностью педагогов – основных участников инновационного процесса.

Приложение 1

Анкета

для выявления способностей педагогов к развитию

(на основе программы Н. В. Немовой)

Уважаемые коллеги!

Оцените по 5-бальной шкале приведение ниже утверждения:

1 – не соответствует;

2 – скорее не соответствует

3 – и да, и нет;

4 – скорее соответствует, чем нет;

5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Утверждения Балл

Я стремлюсь изучить себя

Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я широко дискуссирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его пределами.

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я верю в свои возможности

Стремлюсь быть более открытым человеком

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием

Я получаю удовольствие от освоения нового.

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Благодарим за участие!

Анкета для педагогов ДОУ

«Психологический климат в коллективе»

(по материалам Р. Х. Шакуровой. Творческий рост педагогов.)

Уважаемые коллеги!

Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:

В какой степени Вы удовлетворены Оценка

Вашей работой в данном образовательном учреждении

Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом)

Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд

Готовностью коллег оказать помощь в работе

Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)

Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе

Тем в какой мере администрации прислушивается к вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы образовательного учреждения

Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом

Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа

Отношение коллектива к работе

Организованностью и порядком в работе

Творческой атмосферой в коллективе

Вашими взаимоотношениями с руководителем

Согласованностью и единством действий педагогов

Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе

Учебно-материальной и материально-технической базой

Отсутствием «показухи» и формализма в работе

Заработной платой

(Определяется средняя оценкака)

Благодарим за участие!

Публикации по теме:

План работы методического объединения старших воспитателей г. Гуково на 2013–2014 учебный год Руководитель Пестова Людмила Николаевна старший воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Звездочка» Творческая.

Создание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процессаСоздание благоприятных условий для совершенствования и повышения качества воспитательно-образовательного процесса Методическое объединение старших воспитателей города Гуково функционирует уже более десяти лет. За это время очень много было отработано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.
Опубликовано: 27 октября 2014 в 22:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД