Наталия Кудрявцева
Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС дошкольного образования предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ.
Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога -психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога сада существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно.
Публикация «Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ» размещена в разделах
На наш взгляд, отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.
1. Данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей нашего сада, позволили нам сопоставить факторы, выявить ряд проблем в сопровождении педагогов.
Что было выявлено в нашем саду?
1) Возникают ситуации, когда молодые специалисты, считают, что обладают достаточным уровнем психологических знаний. А старые, опытные педагоги думают, что их профессиональный багаж велик, и они «сами хорошие психологи».
2) Выделяются следующие категории педагогов : часть педагогов сада стремятся к творчеству и не хотят работать по-старому, всё время что-то придумывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы; третьи не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей, и еще одна категория - не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.
Сложившаяся ситуация показывает недостаточный уровень психологической компетентности педагогов, работа которых во многом формальна и порождает в образовательной среде негативные явления.
Считаем, что каждый педагог должен быть не просто психологически образован, но и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.
Поэтому нами было намечено решение следующих задач:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.
В этих условиях повышение психологической компетентности воспитателей должно перейти от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости. Работа кружка «Успешный воспитатель» выявила такую проблему, как слабая готовность работать над своими профессиональными проблемами. В течение учебного года в саду было проведено несколько занятий кружка. Была выбрана такая форма работы, как семинар, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов.
Работа кружка показала, что наша основная задача, требующая обязательного решения сегодня - стимулирование интереса педагогов к повышению психологической компетентности и нахождение внутреннего резерва для преодоления неконструктивного поведения.
Положительным результатом работы кружка можно считать:
понижение конфликтности во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами,
повышение творческой активности педагогов,
желание к самообразованию,
доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения.
Итак, психологическое сопровождение педагогов сегодня - это преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями страны. Сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди.