Лучший педагог года

Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников.

Юлия Захарова
Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников.

Психологические исследования, посвященные процессу овладения детьми речью в норме (Д. Эльконина, С. Жуйков, А. Захарова, А. Маркова и др.) показали, что начало овладения лексико-грамматическим уровнем у детей связано с усвоением словообразования, а это, в свою очередь, обусловлено обогащением словаря ребенка. Начало пользования словообразовательными элементами отмечается исследователями как важный этап в развитии детей, однако он представляет для детей трудности, часто дети употребляют одну и ту же форму для выражения многих значений, которые им не свойственны (О. Гвоздев и др.).

Публикация «Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников,» размещена в разделах

В современном русском языке словообразование определяется как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования слов и средства, используемые для этого; оно является самым главным средством обогащения лексики родного языка, то есть образования новых слов. Предметом словообразования является создание слов на основе морфем образующих основ, словообразовательных моделей.

К морфологическим относятся все способы создания простых слов с помощью аффиксальных морфем, а также создание сложных и сложносокращенных слов.

Словообразовательный уровень является промежуточным между основным морфологическим и лексико-семантическим. Суть межуровневых связей заключается в том, что основная единица морфологического уровня - морфема - используется для создания единиц лексико-семантического уровня - слов (лексем).

Морфема - минимальная значимая неделимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими словами, которые имеют такие же морфемы. Одним из признаков морфемы является ее повторяемость (аффиксные морфемы); корневые же могут быть единичными. Морфем в русском языке множество, гораздо больше, чем слов.

Корневые морфемы составляют лексическое ядро слова, выступают как организующий структурный и семантический центр, вокруг которого в строгом порядке расположены аффиксы, которые придают слову дополнительных значений (приставка и суффикс дают новые лексические и эмоциональные оттенки, окончание служит для связи слов в предложении и есть носителем грамматического значения).

В зависимости от материальных средств выражения в языкознании различают морфологические и неморфологические способы словообразования.

Морфологические способы словообразования делятся на аффиксные, составление основ и аббревиацию. К аффиксальному способу словообразования относятся приставочные, суффиксальные, постфиксальные, смешанные - суффиксально-приставочныхе приставочно-постфиксальные, суффиксально-постфиксальные, суффиксально-приставочно-постфиксальные и флексионные.

Суффиксальный способ словообразования, или суффиксация, - это создание производных слов присоединением к образующей основы суффикса : лед - льдинка. Суффиксация - самый распространенный способ образования слов в современном русском языке. Способом суффиксации возникают существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Каждая из этих частей речи имеет свою систему суффиксальных морфем, особенно развита она в существительных и прилагательных.

При добавлении суффиксальной морфемы к образующей основе часто наблюдаются звуковые изменения: чередование гласных или согласных в корне (село - сельский, наложение морфем (Одесса - одесский) и др.

Научные исследования Л. Бартеневой направлены на изучение состояния овладения дошкольниками с ОНР системы морфологического словообразования. Методика Д. Богоявленского преследовала цель проследить усвоения грамматического значения слова и его связи с формальным признакам и предусматривала анализ осознание грамматического значения суффиксов с определенной семантикой, а также дифференциации качественных прилагательных со значениями уменьшительно-ласкательными и незначительной выраженности качества.

Изучая экспрессивную сторону речи дошкольников тремя уровнями его развития, Н. Жукова, О. Мастюкова, Т. Филичева исследовали возможности словоизменения : а) существительных; б) глаголов; в) прилагательных.

С помощью авторской методики обследования речевого развития детей дошкольного возраста К. Крутий определяла сформированность словообразовательных и словообразовательных навыков.

Публикации по теме:

Использование цвета в коррекции речевых нарушений Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников.
Опубликовано: 19 марта 2015 в 20:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД