Ступина Татьяна
Психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат на тему:
«Психолого-педагогические основы познавательного
развития детей 6-7лет»
Выполнила:
Ступина Татьяна Владимировна
Санкт- Петербург
2021
ПЛАН
ВВЕДНИЕ…. 3
1. Психологические особенности детей 6-7лет и их влияние на познавательное развитие…4
2. Познавательное развитие и готовность к школе…. 9
Публикация «Психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6–7 лет» размещена в разделах
3. Специфика реализации образовательное области «Познавательное развитие» воспитателем подготовительной группы….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 13
Список литературы…14
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Данная работа посвящена проблеме познавательного развития детей 6-7 лет, поскольку развитие познавательных способностей является необходимым условием формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности.
Цель реферата – определить и проанализировать психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет.
Задачи реферата:
1. Выделить психологический особенности детей 6-7 лет.
2. Проанализировать, как они влияют на познавательную активность детей.
3. Описать педагогические приемы работы с дошкольниками, способствующие развитию познавательной деятельности.
1. Психологические особенности детей 6-7лет и их влияние на познавательное развитие
Для формирования личности чрезвычайно важное место занимает как н физическое, так и психическое развитие. Поэтому целесообразно подчеркнуть особенности физического развития старших дошкольников.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, который сопровождается бурным развитием тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, требует огромного напряжения мобилизации его резервов. Физиологическую перестройку сопровождают определенные сложности, например, повышенная утомляемость, нервно-психическая чувствительность ребенка. Возраст 6-7 лет – это период подготовки детей к школе, поэтому физиологический кризис не столько усложняет, сколько наоборот, способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что физиологические изменения, которые происходят, соответствуют повышенным требованиям новой ситуации. В то же время, в детской психике происходит множество изменений.
Мозг ребёнка настолько быстро растёт, что к 8 годам он уже составляет 90% от размера мозга взрослого человека. В связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий коры головного мозга.
В 6-7 лет значительно развивается интеллект ребенка.
Старший дошкольник стремится самостоятельно получать новые знания и навыки. Он сознательно прикладывает к этому усилия и преодолевает некоторые трудности. Ребенок постигает причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Он учится делать задание по внутреннему плану действий — не только с наглядными предметами, но и в уме.
Активно развиваются высшие чувства. Шестилетний ребенок учится осознавать свои чувства и переживания. Это — основа для морального развития личности. В его душе зарождаются чувства прекрасного, гордости, вины, самоуважения и т. д. В 6-7 лет дети уже могут ставить общественные интересы выше своих личных. Шестилетний ребенок учится отдавать себе отчет в своих действиях, анализировать, что у него получилось, а что нет, а также достиг ли он своей цели.
Развивается внимание. Чем больше ребенок вовлечен в учебную деятельность в процессе игры, тем устойчивее его внимание. Но надолго шестилетние дети не могут концентрироваться на задании. Каждые 10 минут им нужны двигательные разминки и игровые “передышки”. Для ребенка в 6 лет все еще важны короткие и четкие инструкции, чтобы он мог сосредоточиться на их выполнении.
В 6-7 лет все еще преобладает непроизвольная память. В ней легко запечатлевается то, что заинтересовало ребенка. Но он уже может запоминать или вспоминать что-либо специально, контролируя свою память. Желание запоминать развивает и воображение, и мышление, и внимание. Детей этого возраста можно учить запоминанию с помощью карточек, схем или методом группирования признаков.
У ребенка продолжает совершенствоваться наглядно-образное мышление. Он представляет предмет по его словесному описанию. Также он может мысленно выходить за пределы ситуации, которая происходит здесь и сейчас.
К 6-7 годам появляются зачатки словесно-логического мышления. Дети учатся оперировать словами, обобщать, понимать логику, рассуждать, анализировать. Правда, сами пока не всегда умеют рассуждать логично. Шестилетние ребята начинают осознавать причинно-следственные связи (что было — что стало — что будет потом) и делать простые умозаключения.
Восприятие у ребенка становится осмысленным. Он целенаправленно начинает наблюдать, рассматривать, искать. Шестилетний ребенок окончательно усваивает такие понятия. как цвет, форма, величина и продолжает осваивать восприятие пространства (вправо, влево, и т. д., В 6-7 лет у ребенка бурное воображение. Он очень любит фантазировать, творить и создавать новое. Его воображение яркое, живое и насыщено множеством образов.
В этом возрасте продолжает развиваться речь. Она становится более связной — ведь несколько простых предложений дети теперь соединяют союзами (“если”, “потому что”, “когда” и т. п.). В своей речи они используют образные выражения, метафоры, синонимы, антонимы. Дети уже довольно хорошо умеют объяснять что-либо и описывать в своем монологе. Они любят рассказывать истории, придумывать сюжеты по картинкам. Дети с удовольствием рассуждают о явлениях в жизни, делятся своими впечатлениями и высказывают мнение. Многие уже способны объяснить значение известного им слова или порассуждать о том, что значит незнакомое. Ребята начинают учиться письменной речи. Их словарный запас в 6-7 лет — около 3000 — 3500 слов.
Развивается также и эмоционально - волевая сфера. У ребенка появляется чувство собственного достоинства, также как и уверенность в себе. Возникает произвольность поведения. Он учится, если это необходимо, преодолевать свои сиюминутные желания и регулировать свое поведение под нормы и правила. Также он может высказывать свое несогласие в социально приемлемой форме. Ребенок уже четко разграничивает такие понятия, как “можно”, “нельзя”. “хочу” и “должен”.
Дети 6-7 лет при достижении целей проявляют настойчивость и терпение. У них появляется желание быть первым в каком-нибудь деле. Ребятам нравится быть самостоятельными — например, самим ухаживать за комнатными растениями. В возрасте 6-7 лет дети стремятся быть хорошими, им важна оценка взрослых и сверстников. Их самооценка уже устойчивая, чаще всего немного завышенная.
В этом возрасте игры должны быть с чёткими правилами, хотя всё также важна и интересна сюжетно-ролевая игра. В процессе игры они осваивают особенности взаимоотношений, проигрывают различные житейские ситуации. Дети надолго объединяются для игры и подстраивают свое поведение под нужную игровую роль. Они следят за ходом игры и действиями участников. Возникают игры-фантазии.
В них дети с удовольствием воплощают то, что занимает их воображение. Появляются режиссерские игры с игрушками. Ребенок придумывает игровую ситуацию, в которой главную роль играют игрушки. Сам же он либо играет роль вместе с ними, либо просто организует их игру, как “режиссер”. Детям в подготовительной группе нравятся игры-драматизации, инсценировки.
Еще их очень занимают различные эксперименты — например со льдом, снегом, водой, песком, красками, растениями, ведь им хочется понять, как устроен окружающий мир. В этом возрасте ребёнку очень важно играть со сверстниками. Сверстники для шестилетнего ребенка — полноценные партнеры по играм и другим делам, а также довольно хорошие собеседники. При этом они соревнуются друг с другом, часто обижаются и ссорятся. Дети довольно легко сами завязывают общение. Им важно признание и уважение сверстников. Критерий успешности в 6-7 лет — это широкий кругозор ребенка или его необычный навык. У старшего дошкольника уже есть любимые друзья. А в группе детей можно заметить лидеров, “звезд” и не очень популярных ребят. Причем популярность скорее основывается на нравственных качествах — доброте, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Но также важно общение и со взрослыми. Взрослый служит для ребенка главным источником новой разнообразной информации, а также норм и правил поведения. При этом, дошкольнику важна поддержка родителей и их сопереживание. Дети в этом возрасте учатся делиться своими эмоциями и чувствами.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо принять во внимание все возрастные закономерности развития детей 6-7лет, ведь они являются основными для планирования работы по развитию познавательных способностей.
2. Познавательное развитие дошкольников и готовность к школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) дает такое определение познавательного развития – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируется потребность в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, и наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, мыслить и самостоятельно развиваться. Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.
ФГОСДО считает - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Рассматривая процесс формирования познавательной деятельности у дошкольников 6-7 лет можно выделить два основных пути. Первый путь – непосредственная активность самого дошкольника. Именно на основе активности дошкольников возникает ряд специфических детских видов деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Второй путь – целенаправленное воздействие педагога. Что касается педагогических основ познавательного развития старших дошкольников, то следует отметить, что они заключаются в правильной организации воспитателем познавательного процесса детей.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
- Формирование элементарных математических представлений.
-Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
-Ознакомление с предметным окружением.
-Ознакомление с социальным миром.
-Ознакомление с миром природы.
Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно — пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно — насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности.
Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.
Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.
К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.
3. Специфика реализации образовательной области «Познавательное развитие» воспитателем подготовительной группы.
Цель деятельности специалиста дошкольного образования, формирующего познавательную деятельность старших дошкольников, включает в себя стимулирование разных видов познавательной активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.
Такая педагогическая деятельность раскрывается через реализацию совокупности способов организации образовательного процесса:
-организация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса (педагог ориентирует ребенка на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение, проникая во внутренние процессы и замыслы ребенка, помогая становлению его личности);
- организация познавательной деятельности детей, которая становится более интенсивной, если в ДОО организовано дополнительное к основному образование, способствующее реализации склонностей детей, выявляющее их потенциальные возможности и обеспечивающее развитие индивидуальности дошкольников;
-обогащение, оптимизация и интенсификация содержания программного материала, которым овладевают дети;
-включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения современные способы обучения, удовлетворяющие творческую и самостоятельную поисковую деятельность детей и формирующие личностно значимые внутренние побуждения, укрепляющие познавательную активность как положительный мотив деятельности дошкольников;
-организация полноценного, гуманистически ориентированного, многостороннего, насыщенного общения детей;
-закладывание в нем разнообразных отношений, усиливающих воздействие познавательных стимулов;
-побуждение детей к активной познавательной деятельности путем насыщения занятий элементами занимательности, использования средств искусства, развития навыков коллективного анализа, применения индивидуальных заданий;
- использование на занятиях интерактивных методов, позволяющих стимулировать разные виды деятельности дошкольников. В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей : метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили) и т. д.
Таким образом, реализуя в ДОО названные способы организации образовательного процесса, педагог обеспечивает познавательное развитие старших дошкольников.
4. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что период 6-7 лет называют критическим, или переходным. В этот период происходят целостные изменения личности ребенка, обусловленные возникновением новообразований, приводящих к дальнейшей эмансипации ребенка от взрослых. Это вызывает разрушение прошлой социальной ситуации развития и возникновение новой, что отвечает новому составу личности ребенка, новым его потребностям.
Возрастной кризис 6-7 лет является основой для возникновения нового типа взаимоотношений ребенка со взрослым. Поэтому он закономерен и необходим.
Итак, в данной работе были проанализированы психолого-педагогические основы познавательного развития детей 6-7 лет. К психологическим основам относится развитие познавательных процессов старших дошкольников: сенсорное развитие, память, мышление, речь, внимание и воображение. Среди педагогических основ выделены способы организации образовательного процесса старших дошкольников, которые стимулируют их к познавательному развитию.
Список использованной литературы
1. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление» М. : Прогресс, 1987.
2. Каминская Н. Н. Психофизиология детей 6-7 лет и создание адаптивной образовательной среды: метод. пособие для учителей начальных. классов, педагогов-психологов обр. учителей, родителей / Под ред. Т. А. Крыловой. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.
3. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 4-е,переработанное. М. : Москва-Синтез, 2017.
4. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов высших и средних спец. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Шаптала Н. Л. «Пути и способы познавательной компетенции у старшего дошкольника»/ Н. Л. Шаптала [Электронный ресурс
Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1945.
7. Эльконин Д. Б. «Детская психология».- М. : Педагогика, 2010.