Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Юлия Луцик
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья: увеличивается доступность образовательных услуг для детей с нарушениями развития, появляются службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных организациях, обсуждаются проблемы и принимаются постановления об интеграции.

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации. Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Одной из целей Федерального государственного стандарта дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. Прежде всего, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей в большей степени необходимы социализация, забота и любовь.

В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности полного дня с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом, и 1 группа кратковременного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями развития. Всего такие группы посещают 26 детей.

Работа данных групп строится на основании следующих нормативно правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, детский сад «Ёлочка»;

6. Положение о группе кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом.

Поступающие к нам дети имеют различные нарушения: детский церебральный паралич, синдром раннего детского аутизма, синдром Дауна, задержка психического развития, задержка психоречевого развития.

Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности.

Психолого – педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности направленная на создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

За время работы групп компенсирующей направленности в нашем ДОУ создана система психолого – педагогического сопровождения,которая предусматривает взаимодействие воспитателей компенсирующих групп и узких специалистов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании заключения городской психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на программу дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью,авторы: Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина.

Развивающая среда детского сада, групп, кабинетов узких специалистов, музыкального зала, физкультурного/тренажёрного зала, зимнего сада, сенсорной комнаты, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей с ОВЗ.

Большой интерес у детей данной категории вызывает зимний сад и сенсорная комната. В зимнем саду размещены, комнатные растения, песочница, бассейн с фонтаном, аквариум с рыбками, морская свинка, черепаха, волнистые попугаи. В нем дети с удовольствием наблюдают за жизнью животных, рыб, растений, учатся ухаживать за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь, природный материал, дидактические игры и игрушки для ознакомления детей с природой. Дети играют с песком и водой даже зимой, что способствует профилактики и коррекции психических состояний, общему развитию, обогащению эмоционального опыта.

В сенсорной комнате дети с удовольствием играют в сухом бассейне, с сенсорными панно, рисуют песком на световом столе. Богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограничен-ными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

В нашем дошкольном учреждении проводятся и совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития это спортивные развлечения, праздники, театрализованные представления, экскурсии. Привлекаем детей к участию в конкурсах. В конкурсе театрализованных представлений в ДОУ дети компенсирующей группы заняли призовое место за драматизацию русской народной сказки «Курочка Ряба». В спортивных соревнованиях, которые проходили внутри детского сада «Фестиваль подвижных игр – почетное 2-е место. Воспитанники нашего детского сада компенсирующих групп принимали участие в городском фестивале художественного творчества «Радуга». Дети вышли победителями и получили 2 грамоты за 1-е место в номинации «Вокальное исполнение» и благодарности в номинации «Художественное творчество».

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе .

Консультация «Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» Аннотация: в статье рассматриваются основные направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: дети с ограниченными.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, развивается.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Выпускная квалификационная работа «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников» ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРОФЕССИОНАЛ РЕСУРС» Оценка результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 6 марта 2018 в 07:48
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" ( выполнено в нетрадиционной технике)...
Сюжетно-ролевая игра в детском саду
Сюжетно-ролевая игра в детском саду. «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период...
Самодельная развивающая игра для детей 2–3 лет «Найди домик для гномика»
Самодельная развивающая игра для детей 2-3 лет "Найди домик для гномика" Нам понадобится: 1. втулка от скотча 2. горячий клей 3. основа, любой...