Дания Гафурова
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы
В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка.
Нашей целью является в первую очередь :
-овладение ребенком качеств, определяющих его успешную социализацию
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы» размещена в разделах
-способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Для себя мы определили следующие условия достижения основной психологической цели :
1 условие.
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
Важнейший элемент в развитии детей - развивающая среда. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
При организации предметно- развивающей среды мы учитываем- принцип открытости, гендерности, гибкость зонирования, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В нашей группе организованы центры - игровой: игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр; оборудование для режиссерской игры, для театрализованной деятельности;литературный центр; центр экспериментирования, центр природы, центр строительно - конструктивных игр, центр занимательной математики, центр творчества.
2 условие
-развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Особое внимание уделяем развитию потребности в любознательности, познании мира, росту вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения.
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.
В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям. Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты
3 условие.
-взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе деятельности должно строиться в форме игрового общения
Игра помогает ребенку чувствовать – познавать — творить,одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Вся наша деятельность- непосредственно образовательная деятельность и совместная проводится в игровой форме.
Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоится. Для достижения этой цели мы применяем игры - пальчиковая гимнастика, расслабляющие упражнения с использованием музыки. Играем в сюжетно-ролевые игры. Дети любят играть в «Дочки-матери», «Больницу», «Армия», " Парикмахерская" и др.
Используем игры-забавы-хороводы, которые созданы по образцу народных. И несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении.
Игры – забавы:
«Солнышко и дождик», «Ножки», «Куклы пляшут», «Смелые мышки», «Лиса и гуси», «Отгадай кого не стало» и др.
Хороводные игры: «Раздувайся пузырь»,«Конь», «Зайка», «Смелые мышки», «Самолет», «Подарки»
Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений. Они пластичны, подчинены ритму текста. Такие игры хорошо успокаивают детей.
Особое внимание уделяем детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Чтобы этого не произошло, стараемся найти пути налаживания контактов ребенка со сверстниками. Выручают игры парами или малыми группами. Такие игры помогают преодолеть различные коммуникативные трудности: конфликтность. Неумение слушать и слышать сверстников. Дети лучше идут на контакт друг с другом в условиях малой группы.
Любят наши дети и театрализованные игры, в этом году наш уголок пополнился костюмами персонажей из сказок.
Используем коммуникативные игры для развития умения взаимодействовать друг с другом.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
4 условие.
- развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.
Родители должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Мы проводим разнообразные выставки, конкурсы, праздники, развлечения. Многие родители активно участвуют в мероприятиях. И это нас радует.
5 условие.
-своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии детей.
С этой целью разрабатываем специальную обучающую программу, которая помогает детям усваивать материал. Необходимую консультацию дают специалисты образовательного учреждения.
Таким образом, вся проделанная нами работа, позволяет сказать, что психолого- педагогическое сопровождение детей проходит в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса,