Ольга Скрыпник
Взаимосвязь творчества и познания в Монтессори-среде
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество в Монтессори-среде занимает важное место в исследовательской деятельности ребенка.
Творчество процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, или итог создания объективно нового.
В Монтессори-классе творчество является частью исследования. Искусство не может считаться единственным творческим выходом для ребёнка. Говоря о творчестве, в первую очередь нужно понимать конструктивную сущность ребенка, которому самой природой дана возможность строить собственную личность. И от нас, взрослых, в первую очередь зависит, из каких материалов ребёнок будет осуществлять эту самую важную стройку. Самотворение вот какую первоочередную задачу ребёнок изо всех сил пытается решить через опыт в окружающей его среде.
Публикация «Взаимосвязь творчества и познания в Монтессори-среде» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Темочки
Творчество – это сама жизнь, а не только произведения искусства, музыки и литературы. Мы должны убедиться, что у ребёнка есть возможность для проявления своего творческого начала в любой деятельности.
Всё что угодно может стать и должно стать источником для творческого процесса построения себя. Через исследование многих материалов ребенок может обнаружить свои возможности. Важным является не только результат, но и сам процесс.
Творчество представляет собой внешнее выражение внутреннего развития. Там, где нет внутреннего развития, не может быть и внешнего выражение в форме, красоте, языке.
В Монтессори-классе есть две зоны, которые помогают развитию творческого и исследовательского потенциала ребенка – Упражнения Практической Жизни и Сенсорика.
В зоне Упражнений Практической Жизни ребенок использует множество материалов, где применяется вода, воск, соль, сахар. Также работа с материалом дает ребёнку порядок, контроль и координацию движений, способность следовать логической последовательности шагов, точность и т. д. Все это поможет ему организовать свои мысли и быть в состоянии выразить их через собственные произведения искусства. И ничего, что они кажутся простыми, главное дать ребёнку возможность постепенного роста и радости от ряда самостоятельных последовательных открытий.
Рисование гуашью по воде
Рисование гуашью по сухому
Рисование с использованием соли
Рисование с использованием воска
Рисование с использованием спирта
(возраст 6-7 лет в присутствии педагога)
В Творческой деятельности при работе с данными материалами и веществами и структурами педагог ставит следующие цели:
Прямая цель: Применение различных техник работы в творчестве
Косвенная цель: Развитие художественного выражения, чувства, подготовка к письму
Фокус познания : след от воды, соли, воска, спирта появление другого или смешение цветов
Когда ребёнок находиться в развивающей среде, у него есть возможность изучать различные формы, линии, цвета. Всё это поможет подтолкнуть его потребность в исследовании через творчество и обострение сенсорного восприятия.
Когда ребёнок работает с упражнениями практической жизни, он может разработать оценку порядка, точности, законченности своей деятельности. Его движения становятся всё более точными, его моторика всё более соответствует исследовательским возможностям.
Таким образом, задача педагога, работающего с детьми возраста от трёх до шести лет, состоит вовсе не в том, чтобы научить их рисовать или петь и даже не в показе им различных творческих техник, а в том, чтобы дать детям возможности для наблюдений за окружающей действительностью, что обеспечит их материалами для творческого воображения. Творчество тесно связано с окружающей реальностью. Чем интенсивней связь, тем более ценны созидательные проявления внутреннего творца.