Получи документы

Публикация в материалах международной конференции (1 фото)

Эльвира Зайнуллина
Публикация в материалах международной конференции
▼ Скачать + Заказать документы

Публикация в материалах международной конференции

Э. Г. ЗАЙНУЛЛИНА,

ГБОУ Учалинская С (К)ОШИ №8 VIII вида, г. Учалы, РФ

ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в последние годы у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.

Публикация «Публикация в материалах международной конференции» размещена в разделах

Анализ исследований Т. В. Шевыревой (2005, И. Д. Зверева (1985, В. Г. Кучера (1990, Б. М. Миркина, Л. Г. Наумовой (2004) и результаты экспериментальной работы позволили нам сформулировать принципы от-бора содержания экологического образования учащихся школ VIII вида.

Научность и доступность. Этот принцип требует при определении содержания образования, в процессе каждодневной деятельности учителя и воспитателя использовать современные, научно достоверные сведения и факты, упрощение сложных научных положений в процессе обучения умственно отсталых школьников до уровня их реальных учебных возможностей не должно приводить к искажению научной сущности. Предполагается знакомство умственно отсталых школьников с элементарными экологическими знаниями, которые будут служить базой для формирования мотивации действий учеников, развития у них познавательного интереса, формирование основ экологического мировоззрения. На практике этот принцип часто нарушается, так как педагоги не всегда сами владеют современными научными экологическими знаниями, грамотно не оценивают экологическую ситуацию окружающей местности, а также среди них бытует мнение, что иногда можно по-жертвовать научной достоверностью в угоду развития эмоциональной сферы ребенка.

Реализация этого принципа предполагает использование специальных методических систем, которые делают доступными для умственно отсталых учеников научно-достоверное тщательно отобранное содержание (учебный материал). Особая роль при этом отводится мастерству и научным знаниям самого учителя.

Гуманистичностъ. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает воспитание человека с новыми ценностями, владею-щего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в экологически безопасной среде. Реализация данного принципа особенно хорошо прослеживается в программах эколого-валеологического направления.

Этот принцип реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у школьника представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни.

Прогностичность. Данный принцип предполагает, что в результате экологического образования у умственно отсталых школьников формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и в быту.

Деятельность. Экологические знания школьников становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся у учащихся в процессе экологического воспитания мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой - в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок - окружающая среда». В настоящее время учащиеся школ 8 вида по разным причинам недостаточно вовлечены в посильную деятельность подобного вида.

Традиционно данный принцип реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работы на школьном участке. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или учащимися более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, школьной территории, парка (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т. п.). Такой подход позволяет сделать деятельность школьника более осмысленной и необходимой для него лично.

Конструктивизм. Предлагаемый принцип означает, что в качестве примеров для умственно отсталых учащихся должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная ин-формация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из данной ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ученик, его семья, школьный коллектив, а также сообщить варианты успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. Экологическое образование умственно отсталых школьников должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением этой категории учащихся. Предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма, так как все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстрактными и воспринимаются с трудом.

Формирование же экологических знаний (в том числе и о различных экологических проблемах, экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде, происходит на основе знакомства с объектами ближайшего окружения:

*школьного учреждения и его территории;

*собственной квартиры;

*дачи, садового участка;

*ближайшего сквера, парка;

*леса, озера;

*аквариума;

*комнатных растений и домашних животных.

Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для учащихся, сущность которых они могут познать в процессе учебной деятельности, то есть регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.

Системность. В настоящее время часто элементы природоохранных знаний даются от случая к случаю, они не связаны между собой, нет системы. Однако, как известно, наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный.

Как в общей и в специальной педагогике в целом, в экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены пред-ставления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени - о неживой природе.

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования - это преемственность всех ее составляющих. Преемственность в содержании экологического образования учащихся школ 8 вида состоит в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста и психофизических особенностей этой категории детей.

Таким образом, отбор содержания экологического образования умственно отсталых школьников должен происходить с учетом не только общедидактических, но и специфических для экологического образования в целом и учащихся школ 8 вида принципов.

Дети с нарушениями интеллекта воспринимают новое для них явление, как правило, весьма односторонне - лишь его общий вид. В силу присущих им недостатков психики, эти дети не замечают деталей признаков, сходства и различия, а тем более не способны понять причины и следствия явлений. Правильно поставленное преподавание экологического материала воспитывает у детей любознательность, привычку наблюдениям за явлениями природы, воспитывает умение сравнивать, осознание приоритета общечеловеческих ценностей.

Курс естествознания по своей значимости для умственно отсталых детей можно поставить в один ряд с такими предметами, как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, бережное отношение ко всему живому. Позволяет проводить коррекционную работу, а главное - корригировать у таких детей мышление, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность.

Экологическое образование умственно отсталых школьников будет не только способствовать более прочному усвоению предметов базового компонента, но и даст возможность получить дополнительные жизненно- важные знания, умения и навыки, внесет вклад в коррекцию эмоционально-волевой сферы и в развитие познавательных интересов учащихся школ VIII вида, а в целом - поможет решению вопросов их социальной адаптации.

Итак, как пишет Б. В. Вуйтович (2003) экологическое мышление - основа экологического образования. Для успешной организации процессов формирования экологической культуры детей умственно отсталых детей мы рекомендуем:

- разнообразить виды деятельности;

- систематически и целенаправленно развитием обобщающих способностей детей;

- на прогулках, экскурсиях организовывать живой поиск по нахождению различных связей в живой природе, учить видеть красоту этой природы;

- на занятиях следует чередовать коллективные и индивидуальные формы работы;

- оценивать результаты или сам процесс обобщающей деятельности словами одобрения и поощрения.

Список использованных источников:

1. Литвинова Т. Н. Формирование экологической культуры на уроках географии //География в школе. - 2003. - № 3. - С. 51-53.

2. Васильев С. В. Экологизация географии или географизация экологии //География в школе. - 2000. - №7. - С. 52-53.

3. Шевырева Т. В. Организация экологического образования в специальных (коррекционных) школах VIII вида // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С. 33-37.

Публикации по теме:

Обучение правилам пожарной безопасностиОбучение правилам пожарной безопасности Борьба с пожарами – острая государственная проблема. Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумелое обращение с огнем.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Публикация в материалах международной конференции
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 16:10
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Публикация в материалах международной конференции» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Зайнуллина (УИ 316051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД