МААМ-картинки

Путешествие в Арктику (подготовительная группа)

Юлия Кондус
Путешествие в Арктику (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Цель: формировать общие представления о своеобразии животного мира Арктики

Задачи: учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью живых организмов; расширять и активизировать словарь по теме Арктика. Способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, песец, северный олень и др. ,

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы и способы их проверки; развивать интерес к экспериментированию.

Публикация «Путешествие в Арктику (подготовительная группа)» размещена в разделах

Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым организмам, интерес к окружающему миру; продолжать формировать умение работать в коллективе и самостоятельно. О приспособлении человека к жизни в суровых условиях.

Активизация словаря: Северный полюс, Южный полюс, полярная ночь и день, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, птичий базар, полярник.

Демонстрационный материал:

Макеты-игрушки белого медведя, северного оленя, моржа, тюленя, песца, волка. Иллюстрация животных Арктики. Слайды: Северный Ледовитый океан, полярные станции, полярники. Покрывало, рисунок глобуса с крышей.

Схемы: лист бумаги А4 с изображенным свечой медведем, акварельные краски

Раздаточный материал: (по количеству детей)

Емкость с водой, губка с маслом, две салфетки, два горшочка с землей (в одном земля заморожена, два стаканчика с водой, палочка

Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций, макетов, чтение познавательной литературы.

– Беседы о жителях Крайнего Севера.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дорогие ребята! Сегодня к нам придет гость. Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать, кто же к нам сейчас постучится в дверь.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

(Незнайка)

После того, как дети отгадали имя гостя, входит Незнайка.

Незнайка:

- Здравствуйте, здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Пришёл я к вам в гости не с пустыми руками! Мой приятель художник Карандаш передал вам вот эту картину.

Картину вывешивают на доске.

Воспитатель:

- Поглядите, друзья, на картинку, которую нарисовал художник. Там изображен глобус. Но почему же он, словно домик?

(Ответы детей)

- Дело в том, что глобус не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар — это действительно наш общий большой дом. У нас над головой одна общая голубая крыша — небо. У нас под ногами — один общий пол — земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же печка — Солнце. У нас общий водопровод — дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех — ветер-ветрило.

Дома, в которых мы все живем, — с каменными или деревянными стенами, с железной или черепичной крышей, - конечно, хорошо знакомы каждому.

Незнайка:

- Ой, ребята, а почему же макушка земного шара выкрашена белым?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Обратите внимание Незнайка и вы ребята — снизу глобус тоже белый. И это неспроста. Так обозначены на глобусе и на карте две противоположные полярные области Земли — самая северная и самая южная — Арктика и Антарктика. Там же — Северный и Южный полюсы.

Незнайка:

- Как хочется увидеть это своими глазами!

Воспитатель:

Давайте тогда отправимся в кругосветное путешествие.

Незнайка:

- Вот здорово, сядем в самолет — и полетели!

Воспитатель:

- Но тогда уж пусть у нас будет не простой самолет, а сказочный ковер-самолет, этакий ковролет.

Расстилается на полу покрывало, на которое рассаживаются дети.

- Все по местам! Приготовиться! Пять. Четыре. Три. Два. Старт! Полетели.

(Звучит волшебная музыка, на экране показываются слайды поверхности земли.)

- Ого, как высоко поднялись! Как ты думаешь, Незнайка, что там под нами сейчас, белое-белое?

Незнайка:

- Облака.

Воспитатель:

- Нет, под нами океан.

Незнайка:

- Но океан же синий.

Воспитатель:

- Смотря, какой океан. В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном, а он почти весь закован толстым, крепким льдом. Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Это самое суровое место на Земле. В белых льдах лишь кое-где видны черные трещины - разводья. (показывает на слайде) По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые снежные сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед здешнее солнце не может. Хорошо, что мы попали сюда именно летом — все видно.

Незнайка:

- А если бы зимой?

Воспитатель:

- Тогда нам бы ничего не разглядеть — темно, ночь.

Незнайка:

- А днем?

Воспитатель:

- В том-то и дело, что зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки — ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит — сплошной день. Полярный день. Засыпаешь — светло, просыпаешься — тоже светло. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет. Понятно?

Игра «День-ночь» :

По команде воспитателя, подаваемой символьными рисунками, нужно выполнять движения: день – вставать, ходьба на месте, ночь - закрывать глаза, класть руки под щёчку. Усложнение игра достигает увеличением темпа, обманными движениями, которые делает водящий.

Незнайка:

- Да. Но раз в Арктике повсюду снег и лед, значит, тут никто не живет?

Воспитатель:

- Как так никто? Вон внизу чернеет гористый островок. Сейчас снизимся немного и ты увидишь — среди скал несколько маленьких домиков, дымки из труб, мачту радиостанции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки, изо дня в день, следят за погодой и по радио сообщают об этом на Большую землю. Иной раз даже на теплом юге чувствуется дыхание ледяной Арктики. Вот полярники-метеорологи и предупреждают: холодный воздух движется туда-то и туда-то. Будьте готовы!

(Дети и Незнайка рассматривают слайды)

А еще полярники наблюдают за движением льдов в океане и подсказывают капитанам самый безопасный путь. Круглый год идут караваны судов Великим Северным морским путем. И помогают им пробиться сквозь льды могучие ледоколы.

Незнайка:

- Ох как холодно!

Воспитатель:

- Давайте с вами согреемся.

Музыкально-ритмические движения под музыку «Мороз» (сборник «Музыка с мамой» Е. Железнова)

Незнайка:

- Ну и Арктика - один лед! Даже скучно — ни зверей, ни птиц.

Воспитатель:

- Нет, Незнайка, ты не прав. Арктика обитаема! Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов. Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром. Здесь очень трудно ходить. Местность превращается в сплошное непроходимое болото, потому что за длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Её ещё называют вечная мерзлота. Поэтому-то и образуются болота.

Эксперимент.

Воспитатель:

- Вот два одинаковых непрозрачных стаканчика, наполненные землей.

– Скажите, одинаковые ли эти стаканчики? (да).

Одинаковое количество земли в них насыпано? (да).

Вода одинаковой температуры? (да).

– Как вы думаете, что произойдёт, если мы выльем в каждый горшок по стакану воды? (ответы детей)

– Наливаем в каждый из горшков по стакану воды.

– Почему же вода осталась на поверхности?

– Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же?

В Арктике воде мешает вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.

Если мы с вами сейчас возьмём полочку и воткнём её в землю, где вода впиталась (выполняем) – мы не обнаружим там никакой преграды.

Но если мы попытаемся проткнуть землю во втором стаканчике (выполняем, то почувствуем, что там что-то мешает. Что это? Вечная мерзлота (многолетняя мерзлота). Я специально заморозила землю, чтобы вам было понятнее, что такое вечная мерзлота.

(На доске вывешиваются иллюстрации с изображением белого медведя, северного оленя, моржа, тюленя, полярного волка, песца)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации и скажите, какую особенность вы заметили между окружающим миром и животными? (ответы детей)

(Воспитатель рисует водой).

- Посмотрите на этот лист бумаги, что вы видите? (Ничего).

- А теперь что-нибудь? (белого медведя).

Почему мы не видели его раньше? (он белый на белом).

-Почему многие животные Арктики имеют белый окрас шерсти? (легко охотится и прятаться).

Вот Белый медведь. (воспитатель демонстрирует слайды и модель-игрушку). На снегу его совсем не заметно: шуба белая и снег белый, один нос чёрный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге – не беда. Прыгнет в ледяную воду и плывет до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю на страшны – такая у него замечательная шуба.

Почему же его шерсть не покрывается льдом? (ответы детей)

Опыт.

Воспитатель:

- В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно.

Какая она? (Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды).

- Если бы сейчас ударил мороз, что случилось бы с этой водой? (Эта вода превратилась бы в корочку льда).

- Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом). Снова опустите руку в воду и выньте ее.

- Что вы заметили? (Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками).

- Встряхнём руку над чашечкой. Что случилось? (Эти капли с руки слетели)

- На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Так почему шерсть медведя не покрывается льдом?

Незнайка:

- Мех животного покрыт жировыми выделениями, которые препятствуют обледенению и намоканию.

Воспитатель:

- Вот ещё один житель Арктики – морж. (показ слайдов). Этот великан не боится даже белого медведя. Хотя у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Тюлень. Он похож на моржа. Питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху – и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходиться пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь-то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют – бельки.

Как только выглянет после полярной ночи солнце, на скалистые северные острова слетаются тучи птиц. Еду они добывают в море. Шум, крик – хоть уши затыкай. Не зря такие места прозвали птичьими базарами. Кого здесь только нет! (показ слайдов) И чайки и крачки и гаги и кайры. Есть птицы с удивительными названиями: тупик-носорок, топорик.

Подвижная игра: «Буря».

Давайте Незнайка и ребята представим с вами, что мы птицы. Вот мы с вами летаем над морем, над скалами и вдруг началась буря! Птицы прячутся в укромных местах на скалах, пережидают бурю. И вот опять выглянуло солнце. Полетели! (Игра продолжается 2-3 раза)

Воспитатель:

- По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур – тёплая, легкая, красивая. Зимой олени на легких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы. Разгребет олень копытами снег, а там кустистый лишайник – ягель. Им олени и питаются. За оленьими стадами бродят полярные волки. А ещё здесь живет песец. Это он только зимой белый, чтобы быть незаметным, и пушистый, чтобы не мерзнуть. А летом песец серый, облезлый. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

Игра на закрепление «Кто я? Угадай!» :

Детям необходимо узнать животных по одной из частей тела, атрибуту. Узнав, нужно использовать соответствующее прилагательное (тюлений, моржовый, медвежий).

Воспитатель:

- Пришло время возвращаться нам обратно в детский сад. Ребята, Незнайка понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)Сейчас каждый не повторяя друг друга, расскажет, что он знает об Арктике. Тот, кто будет держать снежинку, будет говорить.

В следующий раз, мы с вами отправимся на Южный полюс и познакомимся с его обитателями. Так что ждем тебя Незнайка к нам в гости!

Незнайка:

- Обязательно приду. До свидания, ребята!

Работа на закрепление материала:

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле в Арктику», «Полярники»

Аппликация: «Медвежонок Умка»

Рисование: «Северное сияние»

Создание панно: «Царство Снежной королевы»

Публикации по теме:

«Путешествие в Арктику». Конспект интегрированной образовательной деятельности (2 младшая группа).«Путешествие в Арктику». Конспект интегрированной образовательной деятельности (2 младшая группа). Светлана Кравцова Конспект интегрированной ОД во 2 младшей группе «Путешествие в Арктику». Цель: обобщить знания детей об обитатели Арктики.

«Путешествие в страну Математика» Подготовительная группа. Цель: Развивать пространственное воображение, смекалку, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим.

Игра-путешествие (подготовительная группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 г. Черемхово» Согласованно с зам. заведующего МДОУ №3.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физ культуре в подготовительной группе «Путешествие в Арктику» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45». Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре в суровую Арктику» Задачи: Совершенствовать умение объединять группу предметов по их назначению, развивать логику, мышление и воображение используя технологию.

Конспект занятия «Путешествие в Арктику» Конспект занятия Тема «Путешествие в Арктику» Учитель-логопед Ярцева Татьяна Васильевна Коррекционно – образовательные цели. -Расширение.

НОД «Путешествие в пространство» подготовительная группа Цель: создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости. Задачи: - закреплять умения детей ориентироваться в расположении.

Подготовительная группа. НОД по ФИЗО «Морское путешествие» Видео Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательные: - Совершенствовать технику основных движений; - Развивать общую.

Проект «Путешествие в страну Здоровье» (подготовительная группа) Матрица проекта подготовительной группы 1. Название проекта: «Путешествие в страну Здоровье» 2. Тема проекта: Здоровый образ жизни. 3.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Путешествие в Арктику (подготовительная группа)
Опубликовано: 1 марта 2017 в 20:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Путешествие в Арктику (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кондус (УИ 834256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД