Наталья Милованкина
Занятие по формированию у детей элементарных правил вежливости «Путешествие в кукольный театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Социализация"
Тема: «Путешествие в кукольный театр»
Цель: формировать у детей элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте и с правилами театрального этикета, формировать навыки сервировки стола.
Публикация «Занятие по формированию у детей элементарных правил вежливости „Путешествие в кукольный театр“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
2. Развивать у детей умение пользоваться вежливого обращения.
3. Воспитывать потребность в доброжелательном общении, уважении к старшим.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Труд».
Методы и приемы: игры-упражнения, игры-инсценировки, прием активизации, беседа, практический и наглядный метод.
Дидактический материал и оборудование.
- детские стулья для постройки автобуса, руль, кукла (водитель, мусорная корзина, дорожный знак;
- театральная ширма, куклы бибабо (Буратино и Мальвина, театральная касса, билеты для зрителей;
- столовая посуда, два стола, скатерть, воздушный шарик.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я хочу вас сегодня пригласить в путешествие. Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: А отправимся мы сегодня в кукольный театр. Но перед путешествием хочу вас спросить, хотите ли вы быть культурными, воспитанными людьми?
Дети: Да.
Воспитатель: А что значит, по-вашему, быть вежливым, культурным и воспитанным человеком?
Ответы детей.
Воспитатель: Хочу добавить, что воспитанный, вежливый человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. И всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно вырастите культурными и воспитанными людьми, а все окружающие вас люди будут вами … что?
Дети: Гордиться.
II. Основная часть.
Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек всегда причесан и одет опрятно, он не допускает даже такие «мелочи» как грязный носовой платок или обкусанные ногти.
(Стук в дверь. Входит ребенок, заранее подготовленный. Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнутая).
Воспитатель. Что - же с тобой случилось? Почему ты так неопрятно одет?
- Ребята, а как вы думаете, что случилось с (имя мальчика).
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Как вы думаете, может (имя мальчика) отправится с нами путешествовать в таком виде?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: А как вы думаете, почему не может?
Ответы детей.
Воспитатель: Как же нам теперь быть? Ребята, надо исправить положение (выходят 2-3 ребенка, по желанию, причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки).
Воспитатель. Вот теперь порядок! А теперь, посмотри на себя в зеркало. Нравится ли тебе твой внешний вид?
Ребенок: Да.
Воспитатель: А кто помог тебе, привести себя в порядок?
Ответ ребенка.
Воспитатель: А что ты должен за это им сказать?
Ребенок: Спасибо.
Воспитатель: Но, к сожалению, мы с вами все же часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них (дети по очереди называют вежливые, волшебные слова).
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов (дети аплодируют).
Воспитатель: А ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще пригодятся сегодня. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много волшебных, вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие.
- Ребята, а как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в путешествие?
Дети: На автобусе.
Воспитатель: Правильно дети, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку (дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка).
Воспитатель. А вот и наш автобус, он ждет нас на остановке (на автобусной остановке разбросан мусор, обертки от конфет).
Воспитатель:Ребята, посмотрите, здесь везде разбросан мусор, обертки от конфет. Как вы думаете, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, что это очень не красиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу и в других общественных местах?
Ответы детей. (дети подбирают мусор)
Воспитатель: Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города и села будут чистыми и красивыми.
Воспитатель: Ребята, давайте займем свои места в автобусе (дети садятся в автобус).
Воспитатель: Сегодня я ехала к вам в детский сад на автобусе. И обратила внимание на то, как вел себя один мальчик, который был со своей бабушкой. Он очень громко разговаривал, попросился к окну и стал высовываться из него, потом залез на сиденье с ногами и всех перепачкал.
-Ребята, можно ли так себя вести в общественном транспорте?
Дети: Нет, так нельзя себя вести в общественном транспорте.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему нельзя громко разговаривать и отвлекать водителя автобуса?
Дети: Это будет мешать пассажирам, водитель может столкнуться с встречным транспортом.
Воспитатель: А почему нельзя высовываться из окна?
Ответ детей.
Воспитатель: Почему нельзя сорить в автобусе и залезать на сиденье?
Дети: В автобусе будет грязно и пассажирам будет в нем неудобно и неприятно.
Воспитатель: Ребята, а если в автобус зайдет пожилой человек. Как должен поступить воспитанный, культурный человек?
Дети: Уступить место.
Воспитатель: При входе в транспорт и при выходе из него, мальчики кого должны пропустить вперед?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Из ваших ответов, я узнала, что все знаете правила поведения в общественном транспорте.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, приготовьтесь к выходу. Остановка «Кукольный театр».
Воспитатель: Ну, вот и наша остановка. Мальчики пропускают в перед девочек. Ребята, сейчас мы с вами пойдем в кукольный театр. Как вы думаете, правила поведения в театре существуют?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Можно ли опаздывать к началу спектакля?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Разворачивать конфеты, громко разговаривать?
Дети:ответы детей
Воспитатель: Почему так нельзя себя вести в театре?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, что нам нужно купить, чтобы попасть в кукольный театр?
Дети: Билеты.
Воспитатель: Кто продает билеты?
Дети: Кассир.
Кассир: Театр открывается
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово
(Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Ребята, кто может это продемонстрировать? (Ребенок по желанию показывает, как правильно занять свое место).
Звучит музыка. Начинается представление. (ширма и куклы бибабо)
Буратино и Мальвина (куклы бибабо) идут навстречу друг к другу.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина. Почему?
Буратино: (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать!
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит «каким тоном?» обыкновенным!
Мальвина: А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое!» или: «хочу в школу, хочу в школу!» - разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно, зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и упал, как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся почему-то и ушел. А это я плохо ему сказал?
Мальвина: Ребята, хорошо поступил Буратино?
Дети: Нет.
Мальвина: Я думаю, ребята тебе правильно сказали: ты поступил плохо! Нужно всегда подумать в начале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Следи за своими словами.
Буратино: А разве я один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у других. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали! Потому что многие их них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, я сам слышал. А иногда смеются над неудачами товарищей.
Мальвина: Буратино, ты зря так думаешь про ребят, Они очень вежливые и культурные.
Буратино: А знаете, я все понял. Давайте не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто станем все добрее! Согласны со мной?
Дети. Да.
(Буратино и Мальвина прощаются с детьми)
Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Ребята, а какие слова произносят, когда благодарят актеров?
Дети: («Браво», «Бис»).
Воспитатель: Правильно ребята! Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем ее нарушать. А сейчас антракт! Что делают зрители во время антракта?
Ответы детей.
Воспитатель: Во время антракта, можно много интересного увидеть в фойе театра (фотографии актеров, выставки художников и народных умельцев, а кто хочет, может перекусить, для этого есть специальное место – театральный буфет (появляется озорной Петрушка).
Проводится игра «Кто быстро и правильно накроет стол».
Петрушка: Все сумели, все успели
Аккуратно сделать
Прежде чем на стол поставить
Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки
Чашки, ложки лежат в ряд.
Стол накрыт для всех ребят.
(Петрушка предлагает детям вернуться в детский сад на воздушном, волшебном шарике).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: На каком транспорте мы совершали путешествие?
Дети: На автобусе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими правилами поведения в общественном транспорте мы познакомились?
Дети: Уступать в автобусе место пожилым людям, соблюдать чистоту и т. д.
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня побывали во время путешествия?
Дети: В театре.
Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно вести себя в театре.
Дети: Опаздывать, громко разговаривать, есть во время спектакля и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как благодарили вы артистов?
Дети: Аплодисментами.
Воспитатель: А еще, какие слова благодарности используют, когда благодарят артистов?
Воспитатель: Кто запомнил, как называется перерыв во время спектакля?
Дети: Антракт.
Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Я думаю, что после нашего путешествия, вы стали более внимательными друг к другу, культурными, воспитанными. И окружающим будет приятно с вами общаться.