Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Афанасьева
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях»;

- Основной образовательной программы МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Веселые звоночки», утвержденная приказом заведующего МБДОУ ЦРР – детский сад №14 «Весёлые звоночки» от 12.08.2015г. № приказа 124;

- Учебного плана дошкольной образовательной организации на 2015 – 2016 учебный год, принятый на Совете педагогов протокол от 31.08.2015г. №1.

Рабочая программа составлена на основе следующих комплексных программ:

- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014;

- Н. Ю. Куражёвой, Н. В. Вараевой. «Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2012.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

В данной программе обобщены и структурированы различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года. Основная идея работы — в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель: интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы — развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амо-нашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной).

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной каждому периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности:

• 5-6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

Задание на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения,мышление, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

• Аудиовидеотека;

• настольно-печатные игры;

• предметные игрушки;

• доска;

• цветные мелки;

• карандаш;

• строительный материал;

• ковер;

• рабочие тетради.

Принципы реализации программы

1. Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

2. Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

3. Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

4. Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

5. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

6. Принцип систематичности и последовательности - заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

7. Принцип оздоровительной направленности - обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 года и представляет собой систему из 34 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю, в течение семи месяцев: с 15 сентябрь – 15 мая, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Продолжительность занятий не более 25 минут. Занятия проводятся с подгруппой детей (всего две подгруппы, состоящей из 10-12 детей. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап:

• создание эмоционального настроя в группе;

• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап:

• сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

• выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап:

• Подача новой информации на основе имеющихся данных;

• задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;

• отработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап:

• Обобщение полученных знаний;

• Подведение итогов занятия

Ожидаемый результат: дети станут более эмоционально устойчивы и отзывчивы; установятся коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения; повысится познавательная активность и уровень развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения свойственный данному возрасту; сформируется умение подчинять своё поведение нравственным нормам.

Методическая литература

1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6лет «Цветик-семицветик», Куражёва Н. Ю., ВараеваН. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.

2. Рабочая тетрадь 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет, Куражёва Н. Ю., ВараеваН. В., Тузаева А. С., Козлова И. А.

3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками, автор-составитель Григорьева М. Р.

4. Формирование познавательной сферы у тетей 5-7 лет, автор-составитель Никулина Ф. Х.

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

4. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях»

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста .

Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к ИКТ, как средству интеллектуального развития детей старшего возраста Педагогическое сопровождение родителей в приобщении к информационным технологиям, как средству интеллектуального развития старших дошкольников.

Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Программа развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Пояснительная записка «Воображение.

Программа развития эмоционального интеллекта для детей раннего возраста «Наши любимые игрушки» Составитель: воспитатель Жаркова Анна Андреевна Планирование работы: Группа : 1я младшая Цель: развитие эмоциональной отзывчивости у младших.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Рабочая программа по правилам дорожного движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста на 2015–2017 гг. Пояснительная записка. Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения,интенсивность транспортных потоков на улицах быстро.

Рабочая программа по технике «Изонити» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 364 города Челябинска 454014, г. Челябинск,.

Рабочая программа «Школа любящих родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная запискаСемья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно.

Рабочая программа «Становление основ гражданско-патриотического поведения детей старшего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Степашка» Рабочая программа «Становление основ гражданско.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 мая 2016 в 14:33
+138Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Снегурочка». Роспись поделки из бумажного теста (часть 2)
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию заключительный мастер класс по росписи вылепленной фигурки - Снегурочки. Напомню, что расписывала поделки я...
Детский мастер-класс по изготовлению макета «Пингвины в Антарктиде»
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Большинство пингвинов проводит половину своей жизни в океане, а другую половину...
Сценарий проведения мастер — класса «Фруктовый микс» в ДОУ
Сценарий проведения мастер – класса «Фруктовый микс» в ДОУ - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне( нет...
Сценарий праздника «День бантика»
«День бантика» Утренник, посвященный 8 Марта в разновозрастной группе. Цель. Создать веселое, праздничное настроение у детей и взрослых, дружеской...
Стенгазета «Яблочный рай — Чебоксары!»
Православные верующие отмечают 19 августа – Яблочный Спас. Праздник является одним из первых праздников урожая. Яблочный спас означает наступление осени и...