МААМ-картинки

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС

Татьяна Чудаева
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский сад № 4» Рузаевского муниципального района

Принято на педагогическом Утверждено

совете ДОУ приказ от ___ №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

учителя-логопеда

Чудаевой Т. В.

на 2015-2016 учебный год

Рузаевка, 2015

Содержание.

1. Целевой раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

1.2. Целевые ориентиры

2. Содержательный раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда

2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

3. Организационный раздел программы

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ.

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны предназначена для детей с 5 до 7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих старше-подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ОНР (далее логопедическую группу).

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа составлена в соответствии с :

• Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

• Конвенцией ООН о правах ребенка;

• Декларацией прав ребенка;

• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

Программой МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский сад № 4» разработанной на основании проекта образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «Радуга».

• Положением о логопедических группах ДОУ;

• а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ Чудаевой Татьяны Владимировны на 2015-2016 учебный год составлена на основе типовой базовой программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. (Гном и_Д, 2000 г.)

Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы в старше-подготовительной к школе логопедической группе для детей с нарушениями речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;

• онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принципы интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие, индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, педагога-психолога музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО :

А) овладение речью как средством общения и культуры;

Б) обогащение активного словаря;

В) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

Г) развитие речевого творчества;

Д) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Е) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Ж) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

1.2. Целевые ориентиры.

2. Планируемые результаты

Как уже отмечалось, главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

К целевым ориентирам дошкольного образования охватываемого возраста детей в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В конце обучения в логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие» :

- Понимание речи;

- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.

- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;

- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;

- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);

- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник, цвета, формы, вкуса, материала и другое.

1. Содержательный раздел рабочей программы учителя-логопеда ДОУ

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

СЮДА ОТ ТАТ,АНАТОЛЬЕВНЫ

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы логопеда

Исходя из целей и задач рабочей программы учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны, были составлены следующие документы, регламентирующие работу в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год:

- Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию.

- Перспективный план работы в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год

- Календарный план работы в старшей и подготовительной к школе логопедической группе на 2015-2016 учебный год.

Годовой план работы

учителя-логопеда Чудаевой Татьяны Владимировны

на 2015-2016 учебный год.

Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических условий по внедрению и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта ДО

Задачи:

1. Разработка поэтапного плана перехода к реализации ФГОС ДО

2. Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО

3. Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

Основные направления работы учителя-логопеда в 2015-2016 учебном году.

1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п Содержание работы Сроки

1 Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей старшей и подготовительной к школе логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей

Сентябрь, май

2 Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ, направление детей на ПМПК для зачисления в логопедическую группу

Февраль-май

3 Участие в ПМПК на уровне ДОУ

По графику работы ПМПК

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1. Проведение фронтальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей подготовительной к школе логопедической группы

В течение учебного года

Тематическое планирование, календарное планирование

2. Проведение подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи с детьми, имеющими ЗПР.

В течение учебного года

Календарно-тематическое планирование

3. Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности В течение учебного года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД, конспекты индивидуальных занятий

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1 Комплектование группы, утверждение списка группы До 1 сентября Список подготовительной к школе логопедической группы

2 Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на год

До 15 сентября Циклограмма, регламент

3 Составление годового плана работы учителя-логопеда До 15 сентября

Годовой план

4 Составление перспективного и календарного плана работы на учебный год

До 15 сентября Перспективный и годовой план

5 Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД

В течение года Ежедневные планы работы, конспекты НОД

6 Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей

В течение года Речевые карты, индивидуальные перспективные планы работы на каждого ребенка, индивидуальные домашние тетради

4. Консультативно-информационная работа.

№ п/п Содержание (Тема) Сроки

1. «Организация индивидуальных занятий с ребенком»

Сентябрь

2. «Методика проведения артикуляционной гимнастики»

Октябрь

3. «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка» Ноябрь

4. Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в логопедических группах В течение года

5. Консультации по запросам В течение года

3. Организационный компонент программы

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало – 1шт;

2. Стол для детей – 2 шт;

3. Стулья детские – 4 шт;

4. Стол для логопеда – 1 шт;

5. Стулья для взрослых – 1 шт;

6. Мольберт - 1 шт;

7. Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;

8. Полка настенная для книг – 1 шт;

9. Полка напольная для пособий – 1 шт;

10. Полка детская для картотек и игрушек – 1 шт;

11. Палас – 1шт;

12. Стенды для наглядности – 2 шт;

13. Коробки и папки для пособий.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

ПОСОБИЯ

Для проведения логопедического обследования:

1. Обследование звукопроизношения;

2. Обследование понимания речи;

3. Обследование связной речи;

4. Обследование грамматического строя речи;

5. Обследование состояния словарного запаса;

6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

7. Обследование слоговой структуры слова;

8. Счетный материал для обследования;

9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

10. Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки);

2. Профили звуков;

3. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

4. Пособия для работы над речевым дыханием;

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки;

6. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

7. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;

4. Тексты на дифференциацию звуков

Для обучения грамоте (чтению и письму) :

1. Магнитный алфавит;

2. Настенный алфавит;

3. Бумажный алфавит;

4. Схемы для анализа предложений;

5. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

6. Логопедические буквари;

7. Касса букв.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:

1. Предметные картинки

• Ягоды;

• Головные уборы;

• Мебель;

• Птицы;

• Растения;

• Обувь;

• Продукты;

• Грибы;

• Одежда;

• Посуда;

• Игрушки;

• Насекомые;

• Профессии;

• Деревья;

• Животные и их детеныши;

• Инструменты;

• Времена года;

• Овощи

• Фрукты

2. Предметные картинки на подбор антонимов;

3. Предметные картинки на подбор синонимов;

4. Многозначные слова;

5. Предметные картинки «один-много»;

6. Схемы предлогов;

7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

8. Пособия на согласование слов;

9. Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

1. Серии сюжетных картинок;

2. Сюжетные картинки;

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;

4. Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Публикации по теме:

Конспект НОД учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС по пересказу рассказа «Пришла весна» в старшей группе Конспект НОД логопеда в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе для детей с ОНР комбинированной направленности. Пересказ текста.

Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Подготовила учитель-логопед Еловикова.

Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 2) Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3) Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4) Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 5) Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР, ОНР 3 уровня (подготовительная группа) Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6) Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?»,.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая) Содержание Пояснительная записка…. …. 3 Объём образовательной нагрузки….6 Перспективно-тематическое.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 19:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД