Татьяна Турусова
Рабочая программа кружка «Я — пешеход»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Я - пешеход»
Пояснительная записка
Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Публикация «Рабочая программа кружка „Я — пешеход“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность. Несчастные случаи на дороге прочно занимают первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Поэтому обеспечение безопасности движения на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Им придется жить при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Их поведение на дороге характеризуется как неосознанное, необдуманное, неадекватное.
Психолог Е. А. Кошкина отмечает: «Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит ребенку предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении опасных ситуаций».
Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. В связи с этим встает вопрос выбора методов и приемов обучения, делающих этот процесс наиболее эффективным.
Мною разработана программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, с учетом индивидуальных особенностей детей, места жительства.
Особенность программы заключается в том, что вся деятельность кружка проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основная цель: привить устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Задачи:
• Закрепление и углубление знаний по ПДД
• Выработка навыков поведения на улице, дороге через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
• Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных действиях на дороге.
• Практическое закрепление полученных знаний, умений и навыков на макетах; площадке.
• Формировать у детей самостоятельность, ответственность.
Программа рассчитана на один календарный год, включает 18 занятий. Занятия проходят один раз в две недели по средам во второй половине дня. Кружок посещают дети 5 – 6 лет. Занятие длится 25 минут.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных основ безопасного поведения на дороге и в транспорте я использую различные игры: ролевые, развивающие, подвижные, игры-тренинги.
Каждый из видов игр имеет свое назначение:
• в подвижных играх дети упражняются в координировании движений своего тела;
• ролевые игры дают возможность имитировать чье-либо поведение и проверить свои социальные знания.
• развивающие игры способствуют развитию таких необходимых для ориентации в дорожной среде процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Дети учатся ориентироваться во времени, пространстве, расстоянии.
• игры-тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, накоплении, углублении и систематизации их. Они развивают внимание, выдержку, самостоятельность в выборе действия, вариативность мышления и ответственность за поступки.
При составлении программы кружка я учитывала специфику обучения детей правилам дорожного движения в условиях сельской местности. На дорогах нашего поселка нет бурного движения машин, пешеходных дорожек, разметки, поэтому основную часть занятий я провожу на макетах (настольный, напольный, настенный). Игра на макете позволяет построить и проверить проект решения различных жизненных проблем. Моделирование различных ситуаций формируют у ребенка активную позицию, стимулирует познавательную деятельность. Ценность данных игр заключается в том, что ребенок имеет возможность проиграть опасную ситуацию, сам ее создать и сам предотвратить или изменить.
Тематический план работы кружка
Сентябрь
1. Дидактическая игра «Что будет если…»
Цель. Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
2. Развивающая игра «Что изменилось?»
Цель. Развивать произвольное внимание, наблюдательность, умение понятно строить свой ответ.
Октябрь
1. Моторные игры «Мчатся машины», «Идем, едем, играем».
Цель. Развивать внимание, память, умение изменять движение по сигналу; закреплять представление о скорости передвижения автомобилей по улицам города.
2. Дидактическая игра «Угадай транспорт».
Цель. Закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Ноябрь
1. Моделирование проблемных ситуаций «Безопасная дорога детства».
Цель. Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада; учить ориентироваться в дорожных ситуациях, возникающих по пути из дома в детский сад
2. Игра-моделирование «Улица города».
Цель. Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Декабрь
1. Игра-тренинг «В автобусе».
Цель. Закрепить представления о правилах безопасного поведения в общественном транспорте.
2. Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно».
Цель. Закрепить у детей знание правил дорожного движения; расширять знания детей о правилах поведения на улице; учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах.
Январь
1. Обучающая игра «Дорожники».
Цель. Помочь научиться понимать дорожную символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность; развивать логическое мышление.
2. Игра-тренинг «Опасно – не опасно».
Цель. Закрепить представления детей о правилах безопасного поведения в транспорте.
Февраль
1. Моделирование проблемных ситуаций «Научим Незнайку ПДД».
Цель. Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; учить анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге, и находить способ их избегать; развивать умение формулировать свои мысли.
2. Развивающая игра «Что я видел?»
Цель. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность; закреплять правила поведения на дороге.
Март
1. Игра-тренинг «Ты как поступаешь?»
Цель. Закреплять правила безопасного поведения на проезжей части.
2. Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик»
Цель. Формировать представление о профессии регулировщика.
Апрель
1. Моделирование проблемных ситуаций (на макете).
Цель. Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать речь, поощрять стремление рассуждать.
2. Дидактическая игра «Куда спрятался знак?»
Цель. Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
Май
1. Игры на макете «Улицы города».
Цель. Закреплять навыки культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.
2. Дидактическая игра «Найди по схеме».
Цель. Учить ориентироваться на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
3. Развивающая игра «Что? Где? Откуда?»
Цель. Повторить и закрепить знания детей о ПДД.
Ожидаемые результаты
• Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
• Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
• Развитие творческих способностей;
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
• Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
• Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Используемая литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : Детство – Пресс, 2007.
2. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» 2005.
3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М. : ТЦ Сфера, 2003.
4. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.