Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки»

Наталья Чепаренкова
Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки»

Содержание программы

1. Пояснительная записка….3

2. Календарно-тематическое планирование…7

4. Требование к уровню подготовленности воспитанников…. 9

5. Способы проверки результатов освоения программы… ….10

6. Перечень основных средств обучения…. 11

7. Список литературы…. 12

8. Приложение…. 17

Пояснительная записка

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум»

Карл Густав Юнг

Публикация «Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком „Волшебные картинки“» размещена в разделах

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется «Sandart», в переводе "Искусство песка".

Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Разработка рабочей программы «Волшебные картинки» обусловлена:

В соответствии с требованиям ФГОС

• Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)

• Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.

• Положение о кружковой работе

• Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Для обучения детей технике рисования песком используются

разработки следующих авторов : Т. В. Ахутиной, З. М. Богуславской, О. И. Бочкаревой, Н. Н. Васильевой, А. Викторовой, Н. К. Винокуровой, Р. Р. Калининой, Т. С. Комаровой, К. В. Тарасовой.

Средства ИКТ: компьютер, проектор, принтер, видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр.

Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-5 лет в количестве 72 учебных часов с режимом проведения 2 раза в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий составляет 20-25 минут.

Количество детей: 10 человек.

Список детей:

1. Кабанова София

2. Тельпиз Никита

3. Гринь Матвей

4. Якимов Георгий

5. Цыплакова Василиса

6. Забаровский Саша

7. Костова Ефимия

8. Маркина Элина

9. Алиева Алина

10. Набиев Максим

Конечный результат работы : презентация.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в сентябре, итоговый в мае).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «имеющий первичные представления о мире и природе»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями».

Задачи:

1. Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

3. Воспитательные:

- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема Содержание

сентябрь

1. Мой любимый дождик. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.

2.«ОСЕННЯЯ КАРТИНА»

Цели: развитие внимания, связанного с координацией движений;

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие умений выполнять действия по инструкции;

формирование представлений об осенних явлениях в природе: часто идёт дождь, на небе тёмные тучи, на земле лужи.

3. Деревья и кусты. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

4. По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

октябрь

5. «ДОРОЖКИ К ДОМИКАМ»

Цели: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

развитие умений выполнять действия по инструкции;

формирование представлений о цвете предметов (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету)

6. «ПЕСОЧНЫЕ ПРЯТКИ»

Цели: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, свинья, лошадь, корова, коза,учить подражать их голосу.

7. Яблоки и груши. Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

8. Мы рисуем, что хотим. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

ноябрь

9. «День рождения Песочной феи»

Цели: - развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

-развитие умений выполнять действия по инструкции;

-развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука)

10 Солнышко, куда ты прячешься? Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения.

11. “Необыкновенные следы”

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

12. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

декабрь

13. Зимушка, зима! Снеговик. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.

14. Маленькой елочке холодно зимой.

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация.

15. “Гора Самоцветов”

Задачи: развитие тактильной чувствительности, творческой фантазии, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

16. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

январь

17. В январе все деревья в серебре. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики.

18. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

февраль

19. МЫ ЕДЕМ В ГОСТИ

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе», закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ», знакомство ребенка с пространственными представлениями: «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол».

20. Дикие животные. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

21. Подарок для папы. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие.

22. По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

март

23. Здравствуй, весна! Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.

Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.

24. Птицы прилетели домой. Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами.

Развивать любовь к птицам.

25. Мамин день. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

26. По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

апрель

27. Мои любимые животные из сказок.

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.

28. Божьи коровки на лужайке.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.

29. Жили у бабуси два веселых гуся. Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение.

30. По замыслу. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.

май

31. День Победы! Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.

Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

32. Мы рисуем, что хотим. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ.

Требования к уровню подготовленности воспитанников

• научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;

• отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);

• отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

• будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

Ожидаемые результаты реализации программы :

• умения работать кистью и пальцами обеих рук;

• координации руки и глаза;

овладение техническими умениями: регуляция силы движений,

• определенная амплитуда, скорость, ритмичность;

• умение изменять размах и направление движения руки при рисовании;

• гармоничное сочетание линий, цвета и тени;

• развитие плавности, изящества и точности движений (старший дошкольный возраст).

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А, О. М. Дьяченко,В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.

Таблица для фиксации результатов мониторинга

№ Ф. И. ребенка Возраст Уровни развития

Развитие воображения Развития восприятия Развитие моторики руки

Перечень основных средств обучения

1. Световые столы.

2. Материалы и инструменты:

• просеянный песок;

• песок цветной;

• цветные камни;

• кисточки.

• 3. Антистатик

• 4. Музыка (релакс)

• 5. Интерактивная доска

• 6. Подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой кружка)

• 7. Сюрпризные моменты

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература.

Список литературы.

1. Белоусова, О. А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О. А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г. -76с. ;

2. Горькова, Л. Г., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитиюдошкольников Текст/Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005г. - 156с. ;

3. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с. ;

4. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Коррекционные, развивающие иадаптирующие игры. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб. : Детство-Пресс, 2002- 198с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной

терапии. — Текст/Т. М. Грабенко,Т. Д. Зинкевич-ЕвстигнееваМ. : Речь, 2003- 156с. ;

6. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /ЗейцМариеллаМ. :ИНТ,2010-112с. ;

7. Сажина, С. Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические

рекомендации. - Текст С. Д. Сажина М. : ТЦ Сфера, 2007-67с. ;

8. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. -Текст /.Г. С. ШвайкоМ. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003-117с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. https://www.sandpictures.ru

2. https://www.jlady.ru

3. https://www.u-sovenka.ru

4. https://www.vita-studia.com

5. https://www.mc-art.ru

Приложение 1

Таблица для фиксации результатов мониторинга

№ Ф. И. ребенка Возраст Уровни развития

Развитие воображения Развития восприятия Развитие моторики руки

1 Кабанова София

2 Тельпиз Никита

3 Гринь Матвей

4 Якимов Георгий

5 Цыплакова Василиса

6 Забаровский Саша

7 Костова Ефимия

8 Маркина Элина

9 Алиева Алина

10 Набиев Максим

Публикации по теме:

Рабочая программа изостудии «Волшебные краски» Рабочая программа ИЗОСТУДИИ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» Составитель: Никулкина Г. В. педагог дополнительного образования Индентификатор :236-045-412.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Введение Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость.

Рабочая программа кружка «Краеведы» Утверждаю Зав. МБДОУ ДС № 15 ___Т. М. Денисенко __ ___ 2015 г Рабочая программа кружка «Краеведы» на 2015-2017 учебный год.

Рабочая программа кружка «Моя малая Родина» Рабочая программа кружка «Мая малая Родина» Срок реализации: 3 год Возраст детей 4- 7 лет Автор: Комиссарова Д. А. Содержание 1. Целевой.

Рабочая программа кружка «Обучалочка» Рабочая программа кружка «Обучалочка» На 2016 – 2017 уч. год Содержание 1. Пояснительная записка 2. Календарно – тематический план 3.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Спортивные игры»Рабочая программа кружка «Спортивные игры» .

Рабочая программа кружка «Своими руками» Пояснительная записка Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих.

Рабочая программа кружка «Весёлый английский» Образовательная программа дополнительного образования детей «Весёлый английский»(дошкольное отделение детей) Составитель: Педагог дополнительного.

Статья по рисованию песком «Волшебные превращения» Статья по рисованию песком «Волшебные превращения» В настоящее время рисование песком на световом экране приобретает большую популярность.

Автор публикации:
Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки»
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 20:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД