Елена Шестеркина
Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет).
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации для дальнейшего изучения мордовского языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.
Публикация «Рабочая программа кружка „Сятко“ обучению мордовскому (эрзя) языку, (для детей 6–7 лет),» размещена в разделах
План кружка «Сятко» основан на программе «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия» А. И. Исайкиной и на примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/авт. О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Коркина и др.
Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения и направлена на поэтапное формирование и развитие элементарных навыков устной речи у детей дошкольного возраста, составлена для детей 6-7 лет.
Программа рассчитана на 56 часов в год, по 2 часа в неделю.
Длительность занятий – 30 минут.
Прием осуществляется с начала учебного года по желанию детей. Занятия проводятся в групповой комнате. Соответствует санитарно – гигиеническим нормам.
Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми.
Новизна
Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год, последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь. Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного возраста получить полноценные знания мордовского языка.
Участие родителей в этом процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении (дети – педагоги – родители)
Актуальность: каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.
В последнее время стало актуальным – обучение детей мордовскому языку не только в школе, но и в дошкольных учреждениях республике Мордовия.
Образовательная программа «Обучение детей мордовскому языку в дошкольных учреждениях республики Мордовия» и примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» ориентирован на восприятие и предназначен для детей 4– 7 лет, на пробуждение у ребенка интереса и стремления к обучению на мордовском языке.
Провозглашение мордовских языком наряду с русским, значительно повысило статус, что дало возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения.
Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка, любви к нему.
Педагогическая целесообразность: приобщение детей к культуре мордовского (эрзя) народа, формирование у детей положительного отношения. Развитие языковых способностей у детей : память, внимание, речевой слух, владение любимыми произносительными навыками, воспитание у детей чувства принадлежности к определенному языковому и культурному сообществу, воспитывать детей на лучших образцах мордовской народной культуры.
Цель программы : приобщение дошкольников к культуре мордовского народа, развитие творческих способностей у детей.
Задачи программы по мордовскому языку органично переплетаются с задачами, которые решаются в детском саду, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
• обучение дошкольников мордовской (эрзянской) разговорной речи;
• подготавливает прочную базу для успешного перехода к дальнейшему изучению мордовского языка в начальных классах общеобразовательной школы;
• способствует развитию интеллектуальных способностей, внимания и памяти, в целом положительно сказывается на развитие личности;
• создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 6-7 лет к изучению эрзянского языка;
• расширение кругозора детей посредством знакомства с мордовскими праздниками, традициями.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения :
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том,
что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т. е. научиться говорить - говоря, слушать – слушая.
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;
• принцип игровой основы обучения.
Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно».
Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения неродному языку в детском саду.
Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны :
-способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;
- развивать его речевые способности ;
- развивать мотивацию, волю и активность детей;
- приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;
- развивать любознательность, артистизм и др.
Программа предполагает :
непрерывное знакомство с мордовским фольклором (песни, стихи, рифмовки, игры, поговорки, со сказочным материалом.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей является ведущей как в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе рисования, лепки, физкультурных упражнений, танцев, экскурсий на природу, игр, театральных представлений с использованием мордовского языка.
Взаимодействие с собеседником, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями :
Родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы, оформление тематических выставок, выставок детских работ по художественному творчеству (аппликация, рисование, экскурсии в краеведческий музей, музей им. С. Д. Эрзи, в Подлесную Тавлу, проведение викторин, подвижных игр, проведение мониторинга
В процессе обучения детей мордовскому языку согласно программе используются следующие основные методы:
-коммуникативный,
-наглядный,
-проектный.
Коммуникативный метод является верховным, доминирующим.
С помощью данного метода решается первоочередная задача - овладение элементарными навыками и умениями устного общения на раннем этапе изучения эрзянского языка.
Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.
Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.
Фактор педагога способствует успешному обучению неродному языку детей дошкольного возраста. Педагог обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого дошкольника на основе максимальной помощи и поддержки, сочетания разнообразных путей-методов-подходов к обучению языку.
Методическое обеспечение программы
Основные формы и способы работы с детьми
• тематические занятия
• беседы
• игры-путешествия
• экскурсии
• викторины
• познавательные минутки
• дидактические игры
• сюжетно-ролевые игры
• подвижные игры
• физминутки.
Каждая тема рассматривается в течение двух-трех занятий и реализуется с позиции четырех основных направлений программы :
Социальное направление:
Я и моя семья
Социальные учреждения различной сферы города
Экономическое направление:
Профессии
Ресурсы города
Промышленные объекты
Экологическое направление:
Растительный и животный мир
Реки и озера
Охрана природы.
Культурно-историческое направление:
История моей семьи
История города
Культура и традиции мордовского и русского народа.
Тематика занятий разнообразна. Отдельные занятия приурочены событиям и праздникам («День Согласия, порядка и примирения», «День Матери», и т. д.) .
Дети очень любят играть. Поэтому очень часто играем: «В семью», «Магазин», «Зоопарк», «Аптека» и т. д. Каждая тема подкрепляется применением дидактических игр, подвижных игр, альбомов, презентаций со слайдами, физминутками, чтением стихов и рассказыванием сказок на эрзянском языке.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате изучения программы «Сятко» дошкольник должен знать:
- усвоить словарь, предназначенный для старшей группы;
-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);
-рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);
-знать 1 -2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.
Кроме того, дошкольник должен уметь:
-уметь считать от 5- до 10;
-уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь
программного материала;
-уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
Контрольно-измерительные материалы
1. Диагностика говорения.
Можно использовать для этой цели художественные картины или сюжетные картинки. Ребенку обычно говорят: «Посмотри, что прислали наши друзья-мордва, им очень хочется услышать, как ты расскажешь, что ты здесь видишь». Годится и любой другой вариант. После этого ребенку задаются простые вопросы на мордовском языке в рамках изученного материала, например “ Кого ты видишь?”, “ Сколько домиков здесь нарисовано?”. Вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос соответствует пройденной теме.
Диагностика аудирования.
Здесь используются записанные на аудионосители предложения, смысл которых ребенку предстоит понять. Можно прочитывать предложения. Ребенку говорим: “Нам по телефону позвонила мордовочка Алдуня, она хочет тебе кое – что рассказать. Слушай внимательно, а потом мы с тобой выполним задание”. Мы используем три записанные фразы на мордовском языке, например: “Я ем суп”, “ У меня красный мяч’’, “ Дай мне три цветочка’’.
Слушаем два раза. После этого по – русски просим ребенка из карточек, лежащих на столе положить на маленький столик картинку, где изображено:
1. То, что кушала мордовочка.
2. Игрушка, о которой рассказывала мордовочка.
3. Столько цветочков, сколько было у мордовочки.
Диагностика овладения программной лексикой.
Выбираем 4-5 тем, например “Огород’’, “Животные ”, “ Времена года”, “Моя семья ”. Соответственно каждой теме подбираем по пять картинок. Картинки вперемешку лежат на столе. Ребенку говорим: “ Давай с тобой играть, будто ты пришел в магазин и хочешь все это купить. Правило такое: если ты называешь слово по – мордовски, то ты можешь это купить. Постарайся купить как можно больше всего”.
Мониторинг достижения ребенка планируемых результатов освоения национального компонента
№
Фамилия, имя ребенка
Теоретическое содержание Практическое содержание
Проявляет интерес к мордовскому
языку Рассказ о себе Счет до 10 Знает
1-2стих. ,
считалки,
дразнилки
Рисует
морд. орнамент
по образцу Умеет вырезать
элементы узора по готовой разметке
н к н к н к н к н к н к
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- Составление рассказа о себе.
- Чтение стихотворений, потешек, прибауток, колядок на мордовском языке.
-Проведение выставок детских работ
-Открытые занятия
-Конкурсы
-Праздники
Содержание образовательной программы
Теоретическая часть:
При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Воспитываю чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ. Углубляю представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике
В кружке по изучению эрзянского языка «Сятко» работаю над произношением слов, разучиванием с детьми песен и стихов на эрзянском языке.
Закрепление изученного происходит в процессе обучения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Реализовываю эти идеи через весь воспитательно – образовательный процесс, через все формы работы с детьми.
На занятиях при изучению языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д.). Включаю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, заодно знакомлю детей с новыми словами.
А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
Практическая часть
На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой.
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу, игрушку) которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть.
На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей :
Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:
1. Беседы познавательного характера.
2. Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.
3. Упражнения на развитие равновесия и координации.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Точечный массаж и самомассаж.
6. Упражнения на релаксацию.
Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий.
Материально-техническое обеспечение кружка «Сятко»
Литература:
1. «Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О. В. Бурляева и другие. – Саранск: Мордов. кн. изд – во, 2011.
2. Мордовское декоративно-прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении : методические рекомендации/ авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина – Саранск: Мордов. гос. пед. институт,2013.-60с.
3. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков-С. ; изд. Дом «Писатель», 2006
4. Учимся думать и говорить по-мокшански, по-эрзянски. Учебное пособие. Н. Голенков-С. ; изд. Дом «Книга», 2009 и другие иллюстрированные книги о Мордовии.
5. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации// Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр финно - угорских народов; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007.
6. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Упр. Образ. Город. Округа Саранск МУ «Информационно-методический Центр» ГМУ Национальных культур народов Поволжья, - Саранск, 2008.
7. Арзяня (Сундучок). Программа и методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста мокшанскому языку в условиях русскоязычного детского сада/ (В. М. Иванушкина, Е. Н. Неясова). – Саранск: Референт, 2013
8. Мордовский народный костюм : Альбом. /Сост. и авт. текста: Т. Т. Прокина, М. И. Сурина, Сост. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990
9. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для дошк. образ. учреждений Р. М. / Авт. – сост. Е. Н. Киркина. – Саранск:Мордов. кн. изд – во, 2004
Технические средства обучения
1. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления
2. Магнитофон
3. Фланелеграф
Печатные пособия
Демонстрационный материал:
-предметные картинки,
- сюжетные картинки.
Альбомы:
- «Мордовская национальная одежда»,
- «Мордовия»,
- «Достопримечательности города Саранска»,
- Мой край, Мордовия моя»,
- «Заповедные места Мордовии»,
- «Саранск»
Картотеки:
- «Мордовский фольклор»,
- «Мордовские подвижные игры»
Дидактический материал
1. Стилизованная матрешка
2. Флаги: - российский,
- республики Мордовия
3. Куклы: - русская, татарочка,
мордовочка
4. Муляжи фруктов, овощей
5. Маски для театрализованных и подвижных игр
6. Предметы домашней утвари:
- самовар,
- горшок
- деревянная посуда,
- веретено,
- люлька.
7. Предметы декоративно-прикладного искусства:
8. Мордовские костюмы в иллюстрациях
9. Бубен
10. Флажки
11. Игрушки
Содержательное наполнение образовательной программы является приобщение дошкольникам традиции и обычаев своего народа и соответствует речевому направлению детей старшего дошкольного возраста. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов. Сохранение особенностей характера, которые присуще человеку мордовской культуры. В основе своей она христианская. Её суть – желание активного творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим детям.
Учебно-тематическое планирование на
2016-2017уч. год.
№ Темы Вид занятий Работа на занятии Кол-во
часов
1 Приветствие Ввод новой лексики Чтение диалога 1
2 Будем знакомы Активизация речевых умений Составление диалога 1
3 Вежливые слова Занятие с групповыми формами работы Работа с речевыми конструкциями 1
4 Счет Ввод новой лексики Разучивание считалки 1
5 Счет до десяти Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1
6 Времена года Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1
7 Любимое время года Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем диалог по образцу 1
8 Сад Ввод новой лексики Чтение отдельных слов 1
9 Дары сада Активизация речевых умений и навыков Отгадывание загадок, составление рассказа по картине. 1
10 Овощи Ввод новой лексики 1
11 Уборка овощей Ввод новой лексики Чтение и перевод 1
12 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-
ние 1
13 Еда Активизация речевых умений и навыков Составляем рассказ по картинке 1
14 Полезные продукты Повторение и обобщение темы Работа с текстом 1
15 Осень. Ввод новой лексики Чтение и перевод текста 1
16 Краски осени Активизация речевых умений и навыков Составляем предложения по картинкам 1
17 Дары осени Знакомство с новыми речевыми конструкциями Составляем текст-описание 1
18 В осеннем лесу Ввод новой лексики Работа с текстом 1
19 В лесу. Активизация речевых умений и навыков Работа с текстом, ответы на вопросы 1
20 Дикие животные Ввод новой лексики Составление рассказа о животном 1
21 Ждем зиму Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1
22 Приметы зимы Ввод новой лексики Работа с текстом 1
23 В зимнем лесу Активизация речевых умений и навыков Чтение и перевод 1
24 Зимние забавы Развитие речи Составляем предложения к рисункам 1
25 Мордовские народные сказки. Путешествие Инсценирова-
ние фрагментов сказок 1
26 Накануне Нового года Ввод новой лексики Составление коротких предложений по рисункам. 1
27 Новогодний праздник Ввод новой лексики Чтение стихотворения 1
28 Новый год Презентация Конкурс чтецов 1
29 Домашние животные Ввод новой лексики Составляем рассказ 1
30 Уход за домашними животными Ввод новой лексики Чтение и перевод 1
31 Мое любимое домашнее животное Активизация речевых умений и навыков Составляем текст-описание 1
32 Моя семья Ввод новой лексики Чтение и перевод 1
33 Мои близкие Ввод новой лексики Работа с текстом 1
34 Помощь по дому Активизация речевых умений и навыков Чтение стихотворения 1
35 Дома Активизация речевых умений и навыков Творческая работа 1
36 Взаимоотношения в семье Активизация речевых умений и навыков Ответы на вопросы по рисунку 1
37 Домашние заботы Повторение и обобщение темы Тестовая работа 1
38 День защитника Отечества Ввод новой лексики Работа с новыми речевыми конструкциями 1
39 Подготовка подарка маме Урок творчества Составляем текст поздравления 1
40 Мамин праздник (украшение фартука) Игровые ситуации, развитие речи. Практическая работа 1
41 Дни недели Ввод новой лексики Работа с текстом 1
42 Дни недели Работа с литературой Чтение и перевод 1
43 Краски весны Ввод нововй лексики Рассказ по картинке 1
44 Птицы прилетели Ввод новой лексики Ответы на вопросы к тексту 1
45 Птицы - наши друзья Ввод новой лексики Чтение текста, ответы на вопросы 1
46 Родная сторонушка Активизация речевых умений и навыков Конкурс чтецов 1
47 Части тела Ввод новой лексики, учебное занятие Ответы на вопросы к тексту 1
48 Части тела Закрепление пройденного материала. Игровая ситуация 1
49 Чистота - залог здоровья Активизация речевых умений и навыков Ответы на вопросы, 1
50 Здоровье Активизация речевых умений и навыков Игровая ситуация 1
51 Композиторы Мордовии Слушание музыкальных произведений Песни мордовских композиторов 1
52 Разучивание прибауток и закличек на мордовском языке Ввод новой лексики Работа с литературой 1
53 Разучивание скороговорок, калядок на мордовском языке Активизация речевых умений и навыков Работа с литературой 1
54 Украшение закладки мордовским орнаментом. Активизация речевых умений и навыков Практическая работа 1
55 С. Д. Эрьзя -скульптор Активизация речевых умений и навыков рассматривание 1
56 Наши игры Активизация речевых умений и навыков Игровое занятие 1
57 Эрзянская женская национальная одежда Практическая работа Изготовление мордовского головного убора. 1
58 Повторение пройденного материала (мониторинг) Игровые ситуации. 1