Динара Магомедова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Азбука денег»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
«АЗБУКА ДЕНЕГ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ «Б» ГРУППЕ(6 – 7 лет)
НА 2021-2022Г.
Выполнила:
Воспитатель первой категории
Магомедова Д. Н.
пгт. Октябрьское, 2021
Пояснительная записка:
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Азбука денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей подготовительной группы направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Актуальность:
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы кружка объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом. Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Цель кружковой работы :
Формировать основы финансовой грамотности у детей в подготовительной группе.
Задачи:
1. сформировать первичные экономические понятия;
2. научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
3. объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями : труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
4. научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Участники:
воспитатель, дети подготовительной группы (6-7 лет, родители.
Сроки реализации:
план кружка рассчитан на год (сентябрь2021г. - май 2022г.)
Длительность:
кружковая работа в подготовительной группе проводится на протяжении всего учебного года, раз в неделю, во второй половине дня, по 30 мин.
Формы работы :
групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Методы обучения:
игровой, практический, наглядный, словесный.
Сроки реализации программы : сентябрь – май.
Продолжительность занятий 30 минут 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования :
1. Диагностика детей по финансовой грамотности на окончание учебного года.
2. Подготовка презентации по фотографиям
3. Оформление стенгазеты для родителей.
№
Месяц
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Сентябрь
«Введение в мир экономики»
«Путешествие рубля»
«Наши потребности»
2
Октябрь
«Монета, банкнота,
пластиковая карта», «Как белка училась считать», «Юные финансисты», «Как деньги доходят, а потом расходятся»
3
Ноябрь
«Как правильно беречь деньги?»
«Идем в магазин или как делать покупки с умом», «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
«Все профессии важны»
4
Декабрь
«Монополия», «Дом, где живут деньги», «Свой бизнес»
5
Январь
«Кто долго спит,
тот денег не скопит»
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
6
Февраль
«Реклама, как она работает»
«Копейка рубль бережет»
«Экономия тепла, света, воды»
«История о рублике»
7
Март
«Производители и ресурсы»
«Как сберечь ресурсы Планеты?»
«Сохранить и приумножить»
«Сохранить и приумножить»
8
Апрель
«В долг брать легко, да платить тяжело», «Карманные деньги, как ими распорядиться»
«Не имей сто рублей,
а имей сто друзей», «Творим добро»
9
Май
Квест – игра «Финансовая школа»
Итого
Тематический план кружка «Финансовая азбука»
№
Месяц
Тема
Задачи
СЕНТЯБРЬ
1
Введение в мир экономики
Выявление элементарных экономических знаний детей. Введение понятие «экономика».
2
«Путешествие рубля»
Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.
3
Наши потребности
«Юные финансисты» или
занятие – путешествие
«Наши потребности»
Дать понятие потребности;
Уточнить от чего зависят потребности человека;
Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
4
ОКТЯБРЬ
«Монета, банкнота,
пластиковая карта»
Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.
5
Интерактивное занятие
«Как белка училась считать»
Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;
Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;
Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
6
Деловая игра
«Юные финансисты»
Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
7
«Как деньги доходят, а потом расходятся»
Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
Воспитывать правильное отношение к деньгам.
8
НОЯБРЬ
«Как правильно беречь деньги?»
Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
9
«Идем в магазин или как делать покупки с умом»
Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»
10
Игра с родителями
«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
Закрепление понятия «семейный бюджет»;
Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.
11
Наш город
«Все профессии важны»
Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т. д.);
Учить выделять последовательность трудовых действий;
Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;
Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
12
ДЕКАБРЬ
Интерактивная игра «Монополия»
Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами). Покупают транспорт, недвижимость…
13
Наш город
«Дом, где живут деньги»
Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.
14
Игра «Свой бизнес»
(открываем пекарню)
Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
Формировать экономическое мышление;
Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;
Закрепить экономические знания в практической ситуации.
15
ЯНВАРЬ
«Кто долго спит,
тот денег не скопит»
(финансовая грамота
в мудрости народной)
Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
16
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
(финансовая грамота
в мудрости народной)
Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
Давать нравственную оценку поступкам героев.
17
ФЕВРАЛЬ
«Реклама, как она работает»
Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
Научить детей правильно воспринимать рекламу;
Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).
18
«Копейка рубль бережет»
Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
19
«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)
Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
Формировать понимание единства человека и природы;
Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
Формировать у детей потребность в их экономии.
МАРТ
«Производители и ресурсы»
Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.
21
«Как сберечь ресурсы Планеты?»
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.
22
«Сохранить и приумножить»
Дать понять детям, о том чтобы скопить деньги нужно копить по рублику …
23
Деловая игра
«Финансовая безопасность»
Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.
24
АПРЕЛЬ
«В долг брать легко,
да платить тяжело»
Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).
25
«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)
В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.
26
«Не имей сто рублей,
а имей сто друзей»
Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
27
Благотворительность
«Творим добро»
Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»;
Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.
28
МАЙ
«История о рублике»
(просмотр и обсуждение
видео – ролика)
Закрепление материала.
29
Квест – игра «Финансовая школа»
В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.
Предметная среда
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”.
2. Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано».
3. Посуда, книги разного качества (сорта).
4. Демонстрационные пособия “Дымковская игрушка”.
5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
6. Ценники.
7. Рекламные газеты.
8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры) : “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 руб., 5 руб., 10 руб.
12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
13. Кошельки, сумочки величиной с образец “ денег”, которые используются для игр и занятий.
14. Книга для детей “Деньги” А. Д. Шатова.
Используемая литература.
Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/523408-rabochaja-programma-dopolnitelnoj-obrazovatel