Надежда Аглямова
Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
h4][/h4]"МАЛЕНЬКИМИ РУЧКАМИ - ЦЕЛЫЙ МИР"
Программу составила воспитатель гр. 26 «Звёздочки»:
Аглямова Н. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Публикация «Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет» размещена в разделах
"МАЛЕНЬКИМИ РУЧКАМИ - ЦЕЛЫЙ МИР"
Программа: «Маленькими ручками – целый мир». Программа создана на основе парциальной программы И. А. Лыковой и основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Участники программы: дети второй младшей группы, воспитатели группы, помощники воспитателя.
Актуальность программы.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования различных техник рисования.
Задачи программы:
- знакомить детей младшего дошкольного возраста с различными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- побуждать воспитанников самостоятельно применять различные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватной палочкой и т. д.).
ПЛАН РАБОТЫ
Период
Осень
Тема образовательной деятельности
«Веселые ладошки»
1-я неделя ноября
Виды деятельности
-рисование ладошкой;
-разучивание стихов о названии каждого пальчика;
-прослушивание песен;
-обрисовывали ладошку;
-пальчиковые игры;
Цели: Формировать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Развивать творческую фантазию, умение передавать характер деталей.
Воспитывать аккуратность, положительные взаимоотношения в группе.
Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном
Тема образовательной деятельности
«Разноцветные листочки»
2-я неделя ноября
Виды деятельности
-рисование ватной палочкой;
- рисование ладошкой;
- наблюдение за листопадом;
- чтение стихов про позднюю осень;
- рассматривание иллюстраций;
Цели:
Учить детей рисовать круги и округлые линии. Упражнять в различении основных цветов: красный, желтый и зеленый. Развивать игровой замысел, воображение. Воспитывать чуткость, отзывчивость.
Тема образовательной деятельности
«Подарок мамочке»
3-я неделя ноября
Виды деятельности
-Рисование ладошкой цветочка;
- Оформление открытки ко дню Матери;
- чтение стихов про маму;
-где работает и чем занимается любимая мама;
-Рассматриваем фотографии.
Цели:
Воспитывать чуткость и отзывчивость, вызвать любовь к близким, к матери. Учить делать подарки, сделанные своими руками.
Тема образовательной деятельности
«Рыбки в аквариуме»
(коллективная работа)
4-я неделя ноября
Виды деятельности
-Знакомство с рыбами;
-Рисование ладошкой;
- чтение рассказов;
-рассматривание аквариумных рыбок на демонстрационном материале;
-пальчиковые игры;
Цели:
Упражнять детей в технике работы с гуашью.
Развивать эстетическое восприятие. первое знакомство с рыбами, где обитают?
Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы.
Период
Зима
Тема образовательной деятельности
«Топ-топ» у кого какой след?
1-я неделя декабря
Виды деятельности
-Зимующие животные России
-Рисование тремя пальцами;
-прослушивание песен про следы;
-Рассматривание плаката обучающие картинки «следы животных»
Цели:
Развивать у детей интерес к процессу рисования, вызвать у детей интерес к работе с краской.
Учить ритмично наносить мазки на бумагу пальчиками.
Тема образовательной деятельности
«Как цыплятам повезло, под крылом всегда тепло»
2-я неделя декабря
Виды деятельности
-Рассматривание иллюстрации «кормление курочек и цыплят»;
-Чтение книг;
-Рисование ладошкой крыло;
-Оформление рисунка;
-Рассматривание работ;
Цели:
Развивать у детей интерес к процессу рисования, вызвать у детей интерес к работе с краской. Изучение тела наседки.
Тема образовательной деятельности
«Елочка нарядная в гости к нам пришла»
3-я неделя декабря
Виды деятельности
-Знакомство с рождественскими праздниками;
- Прослушивание песен про ёлку;
-Рисование игрушек на елке;
-Оформление работ;
Цели:
Учить детей рисовать круги и округлые линии. Упражнять в различении основных цветов: красный, желтый, синий и зеленый.
Развивать игровой замысел, воображение;
Воспитывать чуткость, отзывчивость
Тема образовательной деятельности
«Птичка»
4-я неделя декабря
Виды деятельности
-Знакомство с зимующими птицами;
-Кормление птичек из кормушки;
-Знакомство с оперением птиц;
-Рисование ладошкой;
-Прослушивание мелодий «Пение птиц»
Цели:
Учить детей рисовать птичек ладошками (дорисовывать клюв и глаз).
Уточнять и закреплять знания цветов.
Развивать эстетический вкус.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Тема образовательной деятельности
«Вот сова ночная птица, ей совсем не спится ночью»
3-я неделя января
Виды деятельности
-Знакомство
рисование ладошкой
-Знакомство с оперением птиц;
Цели:
Учить детей рисовать птичек ладошками (дорисовывать клюв и глаз).
Уточнять и закреплять знания о ночных птицах. Развивать эстетический вкус. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Тема образовательной деятельности
«Павлин» коллективная работа
4-я неделя января
Виды деятельности
-Рисование ладошками;
-Знакомство с оперением птиц;
Цели:
Знакомство с редкими птицами. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тема образовательной деятельности
«Животные из клетки». Серия рисунков животных из зоопарка. Рисуем жирафа
1-я неделя февраля
Виды деятельности
-Рисование ладошками;
-Рассматривание животных на демонстрационном материале;
Цели:
Знакомство с животными с разных континентов. Воспитывать бережное отношение к природе и животным
Тема образовательной деятельности
«Рябинки для снегирей»
2-я неделя февраля
Виды деятельности
-Рисование пальчиками
-Знакомство с зимующими птицами;
-Кормление птичек из кормушки;
-Знакомство с оперением птиц;
Цели:
Упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения.
Формировать навыки аккуратной работы.
Период
Весна
Тема образовательной деятельности
«Весеннее настроение»
(коллективная работа)
3- неделя март
Виды деятельности
-рисование ладошкой
-Просмотр диафильма про весну
-Просмотр презентации про первые цветы
Цели:
Закреплять знания детей об объектах живой и не живой природы.
Активизировать речь детей, приобщение к изобразительному искусству.
Развивать творческое воображение, память, связную речь.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание играть в коллективе сверстников.
Тема образовательной деятельности
«С грядки выдерни морковь и салатик приготовь»
4-я неделя марта
Виды деятельности
-Рисование ладошкой
-Рассматривание картинок с овощами
Цели:
Развивать у детей интерес к процессу рисования, вызвать у детей интерес к работе с краской
Тема образовательной деятельности
На окне у нас весна, цветы проснулись от сна
1-я неделя апреля
Виды деятельности
-Рисование ватной палочкой
Цели: Развивать у детей интерес к процессу рисования, вызвать у детей интерес к работе с краской
Тема образовательной деятельности «Дерево шумит ветвями разговаривает с нами»
2-я неделя апреля
Виды деятельности
Рисование ладошкой
Цели:
Закреплять знания детей об объектах живой и не живой природы.
Активизировать речь детей, приобщение к изобразительному искусству.
Развивать творческое воображение, память, связную речь.
Тема образовательной деятельности
«Березонька белая»
(коллективная работа)
3-я неделя апреля
Виды деятельности
-рисование ладошкой
-Рассматривание демонстрационного материала
Цель:
Учить рисовать ладошками.
Развивать творческое воображение, связную речь, умение делать простые умозаключения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о разных способах рисования;
- овладение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять различные техники рисования;
Формы реализации программы.
Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Педагог
2. Групповое помещение
3. Методическая литература
4. ТСО
5. Расходные материалы
ЛИТЕРАТУРА
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»,
2. О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
3. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
Продукты проектной деятельности.
Для детей: выставка детских работ.
Для воспитателей: накопление методического материала по теме.
Итоговое мероприятие: стенгазета, презентация.