Лучший педагог года

Рабочая программа по предмету «Математические представления»

Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Математические представления»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Математические представления» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Публикация «Рабочая программа по предмету „Математические представления“» размещена в разделах

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

Цель обучения математике в первом классе - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи предмета :

1. Формировать элементарные математические представления о форме, величине предметов; пространственных и временных представлениях.

2. Формировать представления о количестве, числе.

3. Познакомить с цифрами от 1 до 5.

4. Формировать умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Математические представления» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа, наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств, практический (упражнения, практические работы).

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Математические представления» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал : онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители;

• ВК сообщество, TUTOR TIME;

• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;

• ВК сообщество, Дефектология Проф;

• ВК сообщество, Дефектолог. BY;

• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;

• ВК сообщество, Педагогическая копилка;

• Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Математические представления» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.

Характеристика предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний, умений и навыков.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении.

Уроки строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную деятельность.

Рабочая программа первого класса построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 67 часов в год (2 часа в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты

уметь находить одинаковые предметы

уметь различать множества «один - много», «много – мало», «ни одного»

уметь узнавать и различать цифры 1, 2, 3, 4, 5.

уметь обводить цифру по точкам

уметь пересчитывать количество предметов, отвечать на вопрос «сколько?»

уметь составлять числовой ряд, называя числа.

уметь соотносить количество предметов с цифрой.

уметь сравнивать количество предметов с помощью понятий «одинаковое (равное) количество» «столько же», «больше, меньше, одинаковое (равное) количество», учить сравнивать количество предметов.

уметь различать однородные (разнородные по одному признаку) предметы по величине – по длине, высоте, ширине.

уметь сравнивать 2-х предмета по величине

уметь определять средний по величине предмет из 3-х предложенных предметов.

уметь составлять упорядоченный ряд по убыванию (по возрастанию).

уметь узнавать и различать геометрические фигуры, квадрат, треугольник, прямоугольник.

уметь соотносить формы предметов с геометрическими фигурами - кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником.

уметь собирать геометрические фигуры из 2-х - 4 -х частей.

уметь штриховать и обводить геометрические фигуры.

уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости

уметь различать верх (вверху, низ (внизу, правая (левая) рука (нога, сторона тела).

уметь составлять предмет (изображение) из нескольких частей

уметь различать части суток – утро, день, вечер, ночь.

уметь составлять последовательность событий.

Изучение предмета «Математические представления» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

осознание себя как одноклассника, друга;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями;

следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Методы диагностики и критерии результативности

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Математические представления» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Результат оцениваются по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в карту развития.

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1 Количественные представления 28 часов

2 Представления о величине 10 часов

3 Представление о форме 21 час

4 Представления о пространстве 4 часа

5 Временные представления 4 часа

Итого 67 часов

Содержание программы

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Различение множеств «один – много». Различение множеств «много-мало-ни одного». Число и цифра 1. Соотнесение количества предметов с числом 1. Число и цифра 2. Соотнесение количества предметов с числом 2. Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел 1 и 2. Числовой ряд 1,2. Понятие «пара». Сравнение предметов и чисел. Понятие «одинаковое (равное) количество» «столько же». Понятия «больше, меньше, одинаковое (равное) количество». Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с числом 3. Числовой ряд 1,2,3. Число и цифра 4. Соотнесение количества предметов с числом 4. Числовой ряд 1,2,3, 4. Число и цифра 5. Соотнесение количества предметов с числом 5. Числовой ряд 1,2,3, 4, 5. Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с числом.

Представления о величине

Величина «большой - маленький». Сравнение 2-х предметов по величине. Определение среднего предмета по величине. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Величина «длинный - короткий», «длиннее - короче». Сравнение предметов по длине. Величина «толстый- тонкий», «толще-тоньше». Сравнение предметов по ширине. Величина «высокий - низкий», «выше-ниже». Сравнение предметов по высоте.

Представления о форме

Геометрическая фигура - круг. Геометрическая фигура круг. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой круг. Сборка геометрической фигуры круг из 2-4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры круг. Геометрическая фигура квадрат. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой квадрат. Сборка геометрической фигуры квадрат из 2-4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры квадрат. Различение геометрических фигур: круг, квадрат. Геометрическая фигура треугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой треугольник. Сборка геометрической фигуры треугольник из 2- 4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры. Геометрическая фигура прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой прямоугольник. Сборка геометрической фигуры из 2- 4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры. Различение геометрических фигур.

Пространственные представления

Ориентация в пространстве «вверху - внизу», «верх-низ». Ориентация в пространстве «слева-справа». Ориентация в пространстве «впереди - позади». Составление предмета из нескольких частей.

Временные представления

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Составление последовательности событий.

Программно-методическое обеспечение :

Пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Сравни и покажи», автор Т. В Лисовская.

Пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И. В. Ковалец.

Материально-техническое обеспечение предмета включает : различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюзинера» и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр.

Публикации по теме:

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе.Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Очень важно, чтобы подрастающее поколение выросло креативным, с нестандартным мышлением. Ведущую.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Математические представления»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД