Лучший педагог года

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 1 класса

Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 1 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий природный мир» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Публикация «Рабочая программа по предмету „Окружающий природный мир“ для 1 класса» размещена в разделах

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

• Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

Цель обучения предмету в первом классе – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются :

- формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы,

- формирование представлений о временах года, характерные признаки времен года, погодных изменениях;

- формирование представлений об объектах неживой природы (вода, лес, луг, огонь);

- формирование элементарных представлений о животном и растительном мире, значении в жизни человека.

Общая характеристика учебного предмета

Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др., о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима, суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь, учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов. Затем ребенок учится их различать, объединять в группы. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Программа первого класса представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий природный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители;

• ВК сообщество, TUTOR TIME;

• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;

• ВК сообщество, Дефектология Проф;

• ВК сообщество, Дефектолог. BY;

• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;

• ВК сообщество, Педагогическая копилка;

• Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Окружающий природный мир» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 58 часов в год (2 часа в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

• формирование уважительного отношения к окружающим;

• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты

Уметь различать солнце, луну

Уметь различать день -ночь;

Уметь соотносить деятельность человека с частями суток

узнавать (различать) растения - дерево, куст, трава;

узнавать (различать) деревья – береза, ель.

Узнавать, различать времена года – осень.

уметь выбирать предметы (изображение) одежды из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, лета, зимы, весны.

Учить выбирать предметы (изображение) обуви из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, зимы, весны, зимы.

Уметь различать, узнавать явление природы - дождь

Узнавать, различать явление природы – листопад

узнавать (различать) фрукты – яблоко, банан, груша.

различать съедобные и несъедобные части фрукта;

узнавать (различать) овощи – помидор, огурец, морковь.

Учить различать съедобные и несъедобные части фрукта;

Узнавать и различать ягоды (клубника, малина, смородина)

Узнавать, различать домашних животных - собака, кошка, корова, лошадь.

Узнавать, различать явление природы - снегопад

Узнавать, различать диких животных – заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж; объединять диких животных в группу «дикие животные»

Узнавать, различать домашнюю птицу – петух, курица, утка, индюк, гусь.

Узнавать, различать домашние животные – овца, коза, объединять животных в группу «домашние животные»

Узнавать, различать явление природы – капелью.

Формировать представление о днях недели, их названии, последовательности, уметь связывать с определёнными видами деятельности.

Находить объекты, которые находятся на небе.

Находить объекты, которые находятся на небе.

Узнавать, различать весенние цветы.

Узнавать, различать птиц – воробей, голубь.

Узнавать, различать насекомых – бабочка, муха, пчела.

Изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями;

- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

- наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Методы диагностики и критерии результативности

Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий природный мир» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Результат оцениваются по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в карту развития.

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1 Растительный мир. 17 часов

2 Животный мир. 17 часов

3 Объекты природы. 6 часов

4 Временные представления. 18 часов

Итого 58 часов

Содержание предмета.

Растительный мир.

Растения - дерево, куст, трава. Деревья – береза, ель. Деревья в природе и жизни человека. Фруктовые деревья. Фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин, персик). Съедобные и несъедобные части фрукта. Грядка в огороде. Овощи (помидор, огурец, морковь, лук, картофель, капуста). Съедобные и несъедобные части овощей. Ягоды (клубника, малина, смородина). Весенние цветы - одуванчик, подснежник. Овощи. Фрукты. Ягоды.

Животный мир.

Домашние животные - собака, кошка. Домашнее животное - корова, лошадь. Дикие животные – заяц, лиса, волк. Дикие животные –медведь, белка, еж. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Домашняя птица – петух, курица, утка. Домашняя птица – индюк, гусь. Домашние животные – овца, коза. Объединение животных в группу «домашние животные». Птицы нашего двора – воробей, голубь. Насекомые – бабочка, муха, пчела.

Объекты природы.

Формирование представления о Солнце. Формирование представления о Луне. Луна и Солнце в жизни человека и природы. Формирование представления о земле и небе. Различение земли и неба. Объекты природы – небо. Объекты природы – земля. Различение земли, неба.

Временные представления.

День – ночь. Части суток – утро, день, вечер, ночь. Занятия людей в течение суток. Времена года – осень. Одежда человека осенью. Обувь человека осенью. Явление природы – дождь. Явление природы - листопад Времена года – зима. Явление природы - снегопад. Одежда человека зимой. Обувь человека зимой. Времена года – весна. Явление природы - капель. Одежда человека весной. Обувь человека весной. Дни недели. Времена года – лето. Одежда человека летом. Обувь летом.

Программно-методическое обеспечение :

комплект рабочих тетрадей -Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!» : «Я и мир животных», «Я и мир растений».

пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю. В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И. В. Ковалец.

пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я и окружающий мир», авторы: Т. В. Демьяненок, Ю. Н. Кислякова, И. Ю. Оглоблина.

Материально-техническое обеспечение предмета включает : демонстрационный материал; технические средства обучения: ноутбук.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2. примерная адаптированная основная образовательная программа разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Публикации по теме:

Презентация для 2 класса «Окружающий мир. Культурные и дикорастущие растения» Презентация подходит для рассмотрения темы "Растения: культурные и дикорастущие". Материал подобран для второго класса, с целью изучить.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 1 класса
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД