МААМ-картинки

Рабочая программа для 5 класса учебного предмета «Русский язык»

Юлия Васильевна Кармакова
Рабочая программа для 5 класса учебного предмета «Русский язык»

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку

Публикация «Рабочая программа для 5 класса учебного предмета „Русский язык“» размещена в разделах

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Целью изучения русского языка в основной школе является овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Задачи:

• освоить знания об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования,

• развить способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты,

• обогащать активный и потенциальный словарный запас,

• расширять объём используемых в речи грамматических средств, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность,

• развивать умение стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

• развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, развивать речевую культуру учащихся,

• воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию, осознанию эстетической ценности родного языка;

• совершенствовать коммуникативные способности, формировать готовность к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Правохеттинская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год на изучение программы в 5 классе отводится 175 часов в год, по 5 часов в неделю.

I четверть: 9 уч. недель, 45 ч. ;

II четверть: 7 уч. недель, 35 ч. ;

III четверть: 10 уч. недель, 50 ч. ;

IV четверть: 9 уч. недель, 45 ч.

Раздел 4.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий ха-рактер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребен-ка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; осно-вой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению но-вых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций морали. Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры челове-чества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и бу-дущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотруд-ничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. моральных норм.

Раздел 5.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор-ческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления наци-ональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для сво-бодного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само-оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникатив-ной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изу-чающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными ви-дами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массо-вой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том чис-ле и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адек-ватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соот-ветствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружаю-щей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочета-ние разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др. ; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грам-матических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюде-ние основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адек-ватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зре-ния ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тек-сты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докла-дом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием раз-личных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способ-ность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, об-суждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого по-ведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и меж-культурного общения.

Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка меж-национального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, офици-ально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (по-вествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексически-ми, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных выска-зываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразо-вательный, лексический, морфологический, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформ-ления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматиче-ской синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Раздел 6. Содержание учебного предмета.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей наце-ленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных це-лей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечи-вает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языко-ведческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятель-ности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях обще-ния. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуни-кации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на осно-ве овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв-лении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи уча-щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необ-ходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как фор-мы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагаю-щий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедче-ской) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение ко-торых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц : «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и куль-турой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают со-ответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совер-шенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диа-логическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др. ; сочетание разных видов диалога).

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др. ; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.

2. Речевая деятельность

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слу-шание, говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание ос-новной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изло-жение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, вы-борочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

3. Текст

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.

Основные виды информационной переработки текста : план, конспект, аннотация.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлеж-ности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различ-ного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последова-тельность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.

4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка : разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литера-туры.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецен-зия, публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языко-ведческой) компетенции

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Инновационный подход в преподавании учебного предмета «История и культура Башкортостана» в условиях современной школы. Основой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход, предполагающий.

Рабочая программа для 4 класса по математике по ФГОС Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 4 класса Настоящая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом особенностей детей с нарушением.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса 136 час. (4 час. в неделю) 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками.

Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса Пояснительная записка Рабочая программа по «Технологии» для 2 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного.

Русский язык «Личные местоимения» (4 класс) Тема: Личные местоимения. Цель: обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

«Великий, могучий русский язык». КВН в 6-м классе Великий могучий русский язык. КВН в 6-м классе Ход игры: Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас! Приглашаем понаблюдать за.

«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи» Внеурочное занятие в 3 «А» классе. Тема: Великий, могучий русский язык Цель: развитие интереса к родному языку; показать красоту и величие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа для 5 класса учебного предмета «Русский язык»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 06:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД