МААМ-картинки

Рабочая программа «Это мой мир». Песочная терапия (1–4 класс)

Митряхина Наталия
Рабочая программа «Это мой мир». Песочная терапия (1–4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Данкова»

Рабочая программа

«Это мой мир…»

(песочная терапия)

1 – 4 класс

Рабочую программу составила

Митряхина Наталия Сергеевна

учитель- логопед

Данков

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

У большинства детей с ОВЗ отмечается повышенный уровень тревожности и агрессии.

Причины детской агрессии различны. Как же помочь таким детям справиться со своей неконтролируемой активностью?

Публикация «Рабочая программа „Это мой мир“, Песочная терапия (1–4 класс)» размещена в разделах

Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации, сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно скорректировать поведение. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии.

У детей, для которых игра и жизнь почти синонимы, объективизация бессознательного материала ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую действительность.

Педагогическая целесообразность:

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки. Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет. Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.

Игры с песком:

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

развивают творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Вид программы : Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы.

Цель программы : условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Снижение уровня агрессивности путем снятия эмоционального напряжения.

Задачи программы :

1. освободить от негативных состояний;

2. снять нервно – психическое напряжение;

3. сформировать адекватное межличностное поведение;

4. избавить от агрессии страха, замкнутости;

5. совершенствовать внутренний потенциал обучающегося;

6. стабилизировать эмоциональное состояние;

7. создать условий для коррекции и развития познавательной деятельности

обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Адресат: младшие школьники с ОВЗ.

Продолжительность курса:

Продолжительность реализации курса составляет 11 недель (11 ак. часов). Форма обучения – индивидуальная. Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.

- есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;

- имеются кожные заболевания и порезы на руках;

- высокий уровень тревожности.

Для организации песочной терапии понадобится :

Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

Песок

Вода

Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Ожидаемые результаты итогов реализации программы :

1. умение освободиться от негативных состояний;

2. умение снять нервно – психическое напряжение;

3. умение сформировать адекватное межличностное поведение;

4. умение избавляться от агрессии страха, замкнутости;

5. умение совершенствовать внутренний потенциал обучающегося;

6. умение стабилизировать эмоциональное состояние;

Формы подведения итогов реализации программы :

В начале реализации программы – наблюдение.

В течении – наблюдение.

В конце реализации программы – наблюдение.

Учебно – тематическое планирование.

№ п/п Наименование

разделов и тем. Кол – во часов. В том числе Форма контроля

теорети

ческих практи-

ческих

1. Диагностика. 1 1 наблюдение

2. Тема занятия «Песочная страна» 1 1 наблюдение

3. Тема занятия «Мы создаем мир». 1 1 наблюдение

4. Тема занятия «Непогода нынче в моде». 1 1 наблюдение

5. Тема занятия «Несекретные материалы». 1 1 наблюдение

6. Тема занятия «Украсим наш дом». 1 1 наблюдение

7. Тема занятия «Следопыт». 1 1 наблюдение

8. Тема занятия «Я победил мистера Злюка» 1 1 наблюдение

9. Тема занятия «Необитаемый остров». 1 1 наблюдение

10. Тема занятия «Это мой мир». 1 1 наблюдение

11. Диагностика. 1 1 наблюдение

Содержание программы :

№ п/п Тема занятия. Формы проведения занятия. Краткое содержание занятия.

1. Диагностика. Наблюдение. Методика А. Романова

2. Занятие №1 «Песочная страна». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Игра «Отпечатки рук».

На ровной поверхности песка обучающийся делает отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

3. Занятие №2 «Мы создаем мир». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Ученик выбирает нужные ему фигурки людей, животных или цветок, такую фигурку тоже можно взять. (возможно у ребенка кто то из членов семьи ассоциируется с животным и т. д.)

Это может быть животное, птица, сказочный персонаж и т. д., и представить, что эти фигурки они сами, затем назвать своего героя, рассказать,почему именно выбрал этого персонажа, придумать чем он занимается, после того он расскажет о своих персонажах, логопед предлагает построить на песке их общий дом, так, чтобы у каждого героя было свое место и занятие

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

4. Занятие № 3 «Непогода нынче в моде». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Упражнения «Поздороваемся с песочком». Детям предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках.

Упражнение «Песочный ветер». Звучит песня «Сыпется песочек»

Дети медленно / быстро пересыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.

Звучит музыка «Шум дождя».

Обучающийся рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

5. Занятие № 4 «Несекретные материалы». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов».

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Игра «Песочные прятки». Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки:«Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

6. Занятие № 5

«Украсим наш дом». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

7. Занятие №6 «Следопыт». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами.

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

8. Занятие №7 «Я победил мистера Злюка» Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его

самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за

деструктивное поведение.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

9. Занятие № 8 «Необитаемый остров». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Педагог рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо.

Посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений

из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку,

и переместимся на «необитаемый» остров, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

10. Занятие № 9 «Это мой мир». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.

Упражнение «Я и мир, который меня окружает». Сейчас я прошу тебя построить свой мир таким, какой ты хочешь, используя при этом песок и выбранные тобой фигурки. Создаваемая тобой работа должна рассказать о том, что ты не можете передать словами». Во время работы обучающегося педагог не руководит ею, он внимательно наблюдает, как ребенок играет.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

11. Диагностика. Наблюдение. Методика А. Романова

Список литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

8. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

9. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006..

11. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.

Музыкальный материал.

Музыка «Звуки леса».

Песня «Сыпется песочек».

Музыка «Шум дождя».

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Это мой мир». Песочная терапия (1–4 класс)
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 10:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Это мой мир». Песочная терапия (1–4 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Митряхина Наталия (УИ 2763729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД