Наталия Курбанова
Рабочая учебная программа по образовательной области «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 «Гвоздика»
Утверждена
на заседании педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2013 года
Рабочая учебная программа
по образовательной области «Здоровье»
Публикация «Рабочая учебная программа по образовательной области „Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.
Составитель РУП: Курбанова Наталия Валерьевна
с. Кочубеевское
2013 год
Пояснительная записка
Программа по области «Здоровье» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.
Цель программы :
Формирование основ безопасности, собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
Обучающие:
1. Продолжать формировать у ребенка представления о назначении частей тела и организма (кожа, сердце, мышцы, ресницы, скелет)
2. Формировать у детей сознание об уникальности человека, его связи с природой;
3. Продолжать обучать навыкам личной гигиены;
4. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
5. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Развивающие:
1. Развивать культурно – гигиенические навыки, знания основ эстетики.
2. Развивать желание применять навыки самообслуживания;
3. Развивать желание проводить комплекс закаливающих процедур с использованием воздуха, солнце, воды;
4. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
5. Совершенствовать навыки еды;
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье;
2. Воспитывать потребность в ежедневной физической активности;
3. Воспитывать желание заботится о своем здоровье;
(ухаживать за своим телом, следит за питанием)
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :
1. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность»
г. Ставрополь 2004.-120с. (реализуется вне занятия)
На шестом году жизни взрослые способствуют формированию у детей гигиенических привычек: следить за чистотой тела, за внешним видом (одежда, обувь, прическа, при кашле и чихании отворачиваться и закрывать рот платком. Гигиенические привычки будут лучше формироваться, если их подкрепляют дома. Расширять знания об особенностях функционирования организма. Расширять представление о целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности своего организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия», «Мне нужно носить очки».)
Оздоровительно-воспитательная работа в группе строится на следующих принципах: организация двигательной активности ребенка в течение. дня,
- обеспечение полноценного питания,
- реализация системы эффективного закаливания,
- организации оздоровительных режимов в группе (режимы строятся в соответствии с сезонными особенностями,
- создание благоприятного психологического климата.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. В январе и мае по итогам изученного материала в течение учебного года.
Перспективное планирование по области «Здоровье»
сентябрь октябрь
1 неделя Что такое быть здоровым?
Пс: Познакомить детей с тем, что такое здоровье и почему следует его беречь, сформировать представления, о том из каких компонентов складывается здоровье, вызвать желание следить за его состоянием. Развивать речь, память, воспитывать интерес. Мой скелет.
Пс: Сформировать у детей представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют скелет нашего тела. Учить детей следить за осанкой.
Развивать речь, память. Воспитывать любознательность.
2 неделя Могу ли я не болеть?
Пс: Познакомить детей с профилактикой заболевании, закрепить желание следить за собой, чистотой тела; поддерживать интерес к народным способам предупреждения болезни. Обогатить словарный запас детей. Развивать речь, воспитывать интерес. Кто живет в моей голове?
Пс: Сформировать представления у детей о том, что мозг – самый главный орган человеческого организма. Вызвать чувство восхищения устройством своего тела, развивать охранительное самосознание. Развивать речь, память. Воспитывать интерес, желание быть здоровым.
3 неделя Древний человек- кто он?
Пс: Сформировать представления у детей о древнем человеке, вызвать интерес к познанию прошлого. Развивать мышление, память. Воспитывать любознательность. Живой моторчик внутри меня.
Пс: Сформировать представления детей о работе сердца, показать его значение для жизни человека, объяснить значение тренировок для слаженной работы сердца и всего организма. Развивать память, воспитывать сострадание.
4 неделя Моё тело
Пс: Познакомить детей с внешним и внутренним строением тела человека, с возможностями организма, воспитывать интерес к дальнейшему познанию себя. Развивать память, воспитывать интерес. Волшебные реки организма
Пс: Познакомить детей с кровью человека, её значением для организма. Поддерживать желание прислушиваться к себе, глубже познавать себя. Развивать память, мышление. Воспитывать желание быть здоровым.
ноябрь декабрь
1 неделя Опасны для здоровья
Пс: Сформировать у детей представления о врагах нашей кожи, научить детей обрабатывать мелкие раны, объяснить детям значения мытья рук, купания.
Развивать речь, память, воспитывать интерес. Что едим сначала, а что потом?
Пс: Вырабатывать привычки здорового питания, формировать представления о правилах употребления пищи, поощрять правильный выбор детьми здоровой пищи.
Развивать речь, память. Воспитывать любознательность.
2 неделя Зачем я дышу?
Пс: Сформировать представления о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма, показать значение дыхания для жизни человека, познакомить с правилами здорового дыхания. Обогатить словарный запас детей. Развивать речь, воспитывать интерес. Как есть правильно?
Пс: Напомнить детям правила приема пищи, закреплять их в нормах здорового поведения.
Развивать речь, память. Воспитывать интерес, желание питаться правильно.
3 неделя Моя белозубая улыбка
Пс: Сформировать у детей представления о том, как надо заботиться о зубах, Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Развивать мышление, память. Сладкая страница
Пс: Познакомить детей с применением сахара в питании человека и его влиянии на организм, обогатить представления детей новыми сведениями об особенностях продукта.
4 неделя Уроки зубной щетки
Пс: На примерах героев истории показать детям необходимость ежедневно чистить зубы. Познакомить с приемами чистки зубов. Вызвать у детей желание побыстрее овладеть приемами чистки зубов. Развивать память. Волшебный конструктор пищеварения.
Пс: Познакомить детей с пищеварительным трактом, показать важность выполняемой им функции, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровьем человека.
Развивать память, пополнить словарный запас, воспитывать интерес.
январь февраль
1 неделя Чем я вижу и слышу мир.
Пс: Показать какую роль зрение и слух играют в жизни человека, формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам. Развивать речь, память, воспитывать чувство сострадания. Не забудь о закаливании зимой.
Пс: Сформировать у детей представления о закаливании, показать почему вредно кутаться. Развивать речь, память. Воспитывать любознательность.
2 неделя Чем я чувствую мир?
Пс: Познакомить детей с особенностями обоняния, осязания, вкуса. Сформировать рекомендации по их использованию. Обогатить словарный запас детей. Развивать речь, воспитывать интерес. Спорт для здоровья.
Пс: Познакомить детей с правилами катания на санках, игры в снежки, вылепливания скульптур из снега. Закрепить желание заботиться о своем здоровье. Развивать речь, память. Воспитывать интерес, желание закаляться.
3 неделя Не вреди себе (гигиена слуха, зрения)
Пс: Сформировать у детей представления о жизни зрения и слуха, прививать привычку, осознано заботиться о своем здоровье, беречь его. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Развивать мышление, память. Магазин движений.
Пс: Закрепить знания у детей о необходимости физических упражнений для здоровья человека, для развития всех мышц тела.
Развивать память, воспитывать интерес.
4 неделя Фильтры твоего организма
Пс: Сформировать у детей представления о почках, их роли для здоровья человека, помощи почкам для их исправной работы. Развивать память, мышление, логику. Воспитывать умение выходить из трудных ситуациях. Делу время- движению час.
Пс: Сформировать у детей представления о двигательном режиме, о необходимости чередования труда и отдыха для здоровья своего организма. Развивать память, мышление, логику. Воспитывать умение выходить из трудных ситуациях.
март апрель
1 неделя Твоя любимая игра.
Пс: Поддерживать у детей интерес к подвижным играм, развивать силу, быстроту, ловкость, создавать приподнятое, радостное настроение. Развивать речь, память, воспитывать чувство радости. Сон- для чего мы спим?
Пс: Сформировать у детей представления о необходимости отдыха для всего организма во время сна, познакомить с правилами здорового сна. Развивать речь, память. Воспитывать любознательность.
2 неделя Вместе весело играть.
Пс: Учить детей правилам игры с ползаньем, лазаньем, прыжками. Совершенствовать основные движения игры. Развивать ловкость, быстроту. воспитывать интерес. Зачем делать зарядку.
Пс: Показать детям необходимость выполнять упражнения зарядки для здоровья человека. Закрепить желание заботиться о своем здоровье. Развивать речь, память. Воспитывать интерес, желание закаляться.
3 неделя Наша главная одежда
Пс: Познакомить детей с особенностями кожи, вызвать у детей чувство радости от воздушных процедур, от физических упражнений. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Развивать мышление, память. Если ты заболел
Пс: Сформировать у детей представления о заболеваниях, их лечении, приучать выполнять правила, если ты заболел. Развивать память, воспитывать интерес.
4 неделя Почему щиплет мыло?
Пс: Сформировать у детей представления о необходимости поддерживать чистоту тела, учить пользоваться сведениями в повседневной жизни. Развивать память, мышление, логику. Воспитывать желание следить за своим телом. Будь осторожен
Пс: Рассказать детям об опасности при работе с острыми, режущими, мелкими предметами. Об оказании помощи пострадавшим. Развивать память, воспитывать сострадание., чувство осторожности.
май
1 неделя Будь осторожен с огнем
Пс: Познакомить детей с правилами обращения с огнем. Сформировать представления о первой помощи пострадавшим.
Развивать речь, память, воспитывать интерес.
2 неделя Будь осторожен с электричеством и электрическими приборами.
Пс: сформировать у детей представления о мерах безопасности с электроприборами, развивать охранительное самосознание.
Воспитывать бережное отношение к своей жизни
Развивать мышление, память. Воспитывать любознательность.
3 неделя Будь осторожен на воде
Пс: Научить ребят правильно вести себя в воде, развивать охранительное самосознание, то есть умение предвидеть возможные последствия своих поступков.
Развивать память, воспитывать интерес.
4 неделя Как вести себя, если что-то очень болит.
Пс: Сформировать у детей представления о правилах поведения при боли. Уточнить знания о назначении боли, учить заботиться о своем здоровье. Развивать чувство самосохранения. воспитывать чувство сопереживания.
Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы
Здоровье
Наличие представлений и потребности в здоровом образе жизни
Высокий уровень. У детей есть интерес и желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила поведения, связанные с гигиеной, режимом, закаливанием и др.
Средний уровень. По предложению взрослого включаются в выполнение
физкультурных и спортивных упражнений, правил гигиены.
Низкий уровень. Не понимают смысла соблюдения правил здорового образа жизни, выполняют их после многократных напоминаний.
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Здоровье»
1. «Человек, индивид, личность». Программа воспитания и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок»
2. Маханёва М. Д. Здоровый ребенок : Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе
3. Антонов А. О. «Здоровый дошкольник» — социально-оздоровительная технология XXI века. М, 2000; Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : Практическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005.