Приложение МААМ

Работа по самообразованию «Русский народный фольклор в адаптационный период»

Татьяна Приманчук
Работа по самообразованию «Русский народный фольклор в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы

«ДУША РУССКОГО НАРОДА РАСКРЫВАЕТСЯ В ПЕСНЕ, КАК В ЗЕРКАЛЕ. ЗАГЛЯНУТЬ В ЭТО ЧИСТОЕ И ПРЕКРАСНОЕ ЗЕРКАЛО - - БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ. И ПЕЧАЛЕН ЖРЕБИЙ ТОГО, КОМУ НЕ ДАНО ЕЕ ИСКАТЬ».

М. Е. ПЯТНИЦКИЙ.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Публикация «Работа по самообразованию „Русский народный фольклор в адаптационный период“» размещена в разделах

Работая с детьми раннего возраста много лет, пришла к выводу: встретить новичков, организовать режимные моменты, провести игру-занятие, успокоить малышей - помогает потешки, прибаутки, колыбельные, которые создавались русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь.

Когда дети впервые посещают детский сад, им трудно привыкнуть, войти в новый, непривычный для них, а потому таящий угрозу, мир детского сада. Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период непросто, но задача облегчается, когда использую потешки для своих новичков.

Вот Юля заходит в группу несмело, неуверенно, взгляд всегда ее суров. Ее я встречаю ласковым говорком:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Юличка хорошая,

Юличка пригожая.

Иди ко мне, Юличка,

Иди ко мне, лапочка,

Ягодка моя!

Постепенно ее неуверенность проходит, но приласкать надо всегда. Мои дети любят, когда я, читая потешки, вставляю имена:

Ты, Егорушка, иди,

Да рубашку покажи:

Кто одел, кто купил?

Так Егорку нарядил?

Мой Кирюшка маленький,

Чуть побольше валенка.

В лапоточки обуется,

Как пузырь надуется.

У Танюшки целый час Слезы капают из глаз,

Удивляется лягушка:

-Ну и квакса ты, Танюшка!

Или:

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят Все про Санечку,

Все про маленьку.

Ай, Максимка, не плачь,

Купим мы тебе калач,

Если будешь плакать - Купим худой лапоть!

Цыпь, цыпь не плачь,

Несет котик калач Не далечко на мостике - Несет калач на хвостике.

Установив эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период, я и в дальнейшем стараюсь использовать различные потешки, песенки, прибаутки. Простота и мелодичность звучания потешек, прибауток, стихов, помогает детям запомнить их, постигать окружающий мир, ия учу ребятишек быть добрыми, ласковыми, внимательными. Детям очень нравится, когда я беру игрушки и нежным голосом пропеваю их, сопровождая действиями.

Как у нашей у Хохлатки Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки Матрешки вышли в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличит стадо на лужок:

Выходи, Буренушка! Выхожу, Аленушка!

Чики, чики,чикалочки!

Едет Ваня на палочке,

Даша на дудочке,

Танюша на чурочке,

Юра на тачке,

А Аленка на собачке!

Игровые потешки использую достаточно широко. Они поучительные чистотой и непосредственностью, они обогощают и облагораживают, и несут в себе огромный воспитательный заряд в духовном и эстетическом воспитании. А для освоения детьми самых различных правил поведения используют игры. Игры столь же эффективны для развития наблюдательности малыша, дети учатся изучать и познавать окружающий мир, делать свои маленькие открытия. С детьми обыгрываю самые различные жизненные ситуации, много говорю, пою, читаю стихи и отношусь к тому что вижу с юмором. Дети много двигаются: прыгают как зайчата, ходят как медвежата, утята, летают как птички, все зависит от того, о ком говорится в стихах, потешках, да и принцип наглядности присутствует в течение всего дня.

Прибаутки, приговорки,- Это - утки-тараторки!

Кря, кря, кря - да все зря!

Ну и утки? Вы гречанки?

Итальянки? Англичанки?

Откровенно говоря,

Не пойму я ваши «кря»!

Мычит корова на лугу Му-у, му-у.

Я молока вам дать могу,

Хочу ребят я напоить,

Его ребята будут пить Му-у, му-у!

Кошечка красива,

Мордочка усатая,

Спинка полосатая - Подойди к нам, кошечка,

Спой свою нам песенку,

Ласковую мур, мур, мур.

Стихи А. Барто играют немаловажную роль и дети реальнее переносят свои чувства к животным, к своим игрушкам, например:

Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог Весь до ниточки промок.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох доска кончается,

Сейчас я упаду»!

Малыши склонны копировать интонации, которые звучат в чтении, и поэтому я стараюсь играть своим голосом. Я подбираю такие стишки, песенки, потешки, в которых происходит понятное ребенку действие, его можно изобразить и повторить.

Лиза шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела и опять пошла.

Мытттка в кружке зеленой Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина Ожидает ужина.

Всем по ложке досталось - Ни крупинке не осталось!

Или:

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Две собачки у порога Нам сказали очень строго:

- Ав- ав-ав!

- Ав- ав-ав!

Радости море, и душа довольна. И вот приходит время дневного отдыха, крайне необходимое для моих малышей. Ведь

запас энергии у них невелик, они быстро устают и нуждаются в отдыхе. Я уже знаю все о своих детях: кого как приласкать, кому сказку рассказать, кому песенку спеть, а кого просто погладить. А песенки колыбельные всегда с нами, напевая их, я обязательно подойду к каждому своему малышу, поглажу, поцелую, пошепчу волшебное слово на ушко и пою тихо, мелодично. И хотя малыши слов еще и не знают, кроме, как «баю- баю- баю», колыбельная песенка завораживает их своей музыкальностью, ритмом и, конечно, нежностью. И дети засыпают. А песенок очень много, вот некоторые из них.

Устали наши ножки,

Бежали по дорожке.

Устали наши ручки,

Играли долго с Жучкой.

Устали наши глазки,

Все видели вокруг.

А теперь они хотят Крепко, крепко все поспать.

Баю, баю, байки Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыпать.

Или:

Баю, баю, баюшок,

Кладу Настю на пушок - На пуховую кровать Будет Настя крепко спать.

Тише, куры, не шумите.

Наших деток не будите,

Наши дети будут спать Будут глазки закрывать.

Ну, наконец, мои подопечные и встали. Впереди умывание и кормление. Ох, эта водичка, для кого радость, а для кого и. Не хочется, но надо. И опять потешки помогают.

Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды,

Чисто умываемся Маме улыбаемся.

Буль - будь - будь Журчит водица,

Все ребята любят мыться Руки с мылом все помыли,

Нос и щеки не забыли.

Не ленились вымать уши,

После вытерли посуше Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

А вот и солнечный денек. Время гулять! Прогулка важна не только для развития детей, но и для укрепления здоровья. Мы наблюдаем, играем, бегаем, повышаем свою двигательную активность. Игры приходят к нам на помощь. Это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на детей при их активной помощи, а результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Вот некоторые из них:

Мы скачем по дорожке,

Меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали.

Подойдите, посмотрите:

То уже не аист - птица,

То лягушечка - квакушечка,

«Ква - ква - ква!» - кричит подружкам.

Скок, скок, скок, проскакал я, сколько смог.

Или:

Зайчик в парке сидит,

Крепко, крепко он спит.

Зайчик прыг! Зайчик прыг! Зайчик прыг!

Вот лисичка бежит,

Зайку съесть норовит

Зайчик в лес, под кусток, от лисы наутек.

И такие всем известные игры, как «Пузырь», «Мой веселый звонкий мяч», «Лохматый пес», «Наша собачка», «По ровненькой дорожке» и др.

В каждой потешке или песенке оживают и явления рироды, действуют животные. Говоря о животных, то здесь я использую образные слова, фразы, поговорки из уже знакомых детям потешек, песенок. Например:

Курочка моя, умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

Мычит корова на лугу:

Му-у, му-у!

Я молока вам дать хочу

Могу ребят я напоить.

Его ребята будут пить

Му-у, му-у!

Совместно с детьми отмечаем не только внешние особенности животных: у коровы рожки, у петушка гребешок и т. д., но и другие - учу малышей подражать их голосам. Это способствует развитию речи, побуждает к высказыванию, повторение текстов и звукоподражаний.

Экологическое воспитание на каждом шагу. Дети начинают понимать, что о животных надо заботится, что они приносят пользу, они живые и нуждаются в воде, тепле, солнышке, они растут и их «благополучие» зависит от людей. И здесь же применяют потешки и прибаутки потому, что поэтическое слово помогает расширить представления о животном мире, уточнить знания о их жизни, пользе, которую они приносят и о заботливом отношении к ним человека:

Ты, коровушка, ступай В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком - Нас напоишь молоком.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей!

Очень холодно зимой,

Мурка просится домой.

Галчонок - хромоножка Барахтался в пыли,

За ним гонялась кошка,

А мы его спасли.

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями. Малый жизненный опыт не позволяет детям понять

сезонные явления в окружающем как явления, связанные с определенным временем года. Но я уже на втором году начинаю формировать через наблюдения погодные явления: светит

солнышко, идет дождь, падает снег, дует ветер. И стараюсь не только называть явления, но и дать некоторое представление о причинно-следственных отношениях и передать эмоциональное отношение к явлениям природы. Перелистав страницы книг, я собрала много потешек и песенок о растениях, временах года, солнце, небе, радуге, дожде. Они помогают не только детям, но и мне, прочитаю небольшое четверостишие, спою песенку о том, что видит малыш в данный момент, и уже становится ясно, например:

К нам на мокрой, тонкой ножке Дождик скачет по дорожке.

Мы под зонтиком сидим И на дождик все глядим.

Дождик, дождик кап да кап Не замочит нас никак.

Если дождик зарядил, я подзываю детей к окну и обращаюсь к солнышку, говорю:

Солнышко снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка.

По небесам оравою Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков бежит вода.

Спрячемся получше От дырявой тучи.

Хороши заклички и приговорки:

Иди, весна, иди красна,

Унеси от нас Зиму холодную!

Полно, беленький снежочек,

На такой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Тебе таять - пропадать,

Во долинушку стекать И сыру землю питать!

Знакомство с лесом, дождем, садом, двором, домашними и дикими животными, с бытовыми явлениями и предметами домашнего обихода - все это отражается в сказках и в народном фольклоре. Все доступное для детей способствует раннему приобщению к национальной культуре и народному творчеству. Знакомство с лесом, дождем, садом, двором, домашними и дикими животными, с бытовыми явлениями и предметами домашнего обихода - все это отражается в сказках и в народном фольклоре. Все доступное для детей способствует раннему приобщению к национальной культуре и народному творчеству.

Публикации по теме:

Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа "Ладушки"имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по самообразованию «Русский народный фольклор в адаптационный период»
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 10:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по самообразованию «Русский народный фольклор в адаптационный период»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Приманчук (УИ 119664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД