Светлана Крыловская
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Труд - на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе. Поэтому развитие и воспитание этих качеств необходимо начинать с раннего возраста при тесном взаимодействии семьи и детского сада.
(Слайд 1)
Публикация «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Я в своем докладе хочу затронуть тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей".
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует на становление. Прогрессивные мыслители, педагоги и с общественные деятели подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.
(Слайд 2)
Слова известных людей :
Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов)
Истинное сокровище для людей – умение трудится. (Эзоп)
Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вальтер)
(Слайд 3)
В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую жизнь семьи.
(Слайд 4)
В современном информационном обществе иные реалии: период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.
Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье?
Опрос и беседа по теме «Особенности трудового воспитания в современной семье», проведенные среди родителей детей дошкольного возраста, показали следующие результаты.
Так, все родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в про-фессиональной сфере.
По мнению чуть более половины опрошенных родителей, желание ребенка трудиться определяется наследственностью, а оставшиеся 35% считают, что воспитанием. Четверть родителей считают, что приучать к труду надо «с раннего детства», еще одна четверть респондентов полагают, что «торопиться не нужно, успеет еще натрудиться», остальные колеблются с ответом, выбирая в промежутке между «где-то в дошкольном возрасте» и «непосредственно перед школой».
В половине опрошенных семей трудовое воспитание осуществляется систематически, и ребенок имеет постоянные трудовые обязанности, в остальных семьях дети выполняют лишь отдельные трудовые поручения.
Ровно половина опрошенных родителей убеждены, что они имеют представления о том, какие трудовые навыки должны быть у ребенка. Из перечня сформированных у детей дошкольного возраста трудовых навыков родители выделили:
(Слайд 5, 6, 7)
самообслуживание (приучаем «убирать за собой игрушки», «аккуратно убирать вещи», «стирать свои платочки и носки», «убирать свою постель» и т. д.) - 100%;
(Слайд 8,9, 10,11)
хозяйственно-бытовой труд («помогает на кухне», «вместе с папой занимается мелким ремонтом», «любит пылесосить вместе с мамой») - 54%;
труд в природе («помогает бабушке на даче», «вместе ухаживаем за цветами», «гуляем вместе с собакой», «помогает кормить собаку (кошку, попугая)», «помогает убирать клетку хомячка») - 32%.
Большинство родителей (64%) в целом довольны помощью ребенка по дому, но примерно равное количество родителей как довольны, так и недовольны проявлением трудолюбия у собственных детей.
Вопрос о методах трудового воспитания в семье вызвал у родителей затруднения. Только 28% из них указали собственный пример в качестве основно-го метода трудового воспитания. 37% родителей говорили о наказаниях или поощрениях: «ругаю, если игрушки оставляет неубранными», «если навел по-рядок, даю конфету», «мы сейчас начали договариваться с дочкой: если игрушки в порядке всю неделю, то что-нибудь покупаю из того, что она просит».
Остальные из опрошенных родителей не смогли дать ответ на этот вопрос. На уточняющие вопросы, например, читают ли детям литературу, в которой делается акцент на трудовых навыках, качествах человека-труженика, были получены только отрицательные ответы родителей.
Таким образом, результаты опроса и беседы показывают, что трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль. Теоретически
родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое вос-питание может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе.
Примерно в 10% из опрошенных семей родители затрудняются определить содержание, формы, методы трудового воспитания, охарактеризовать трудовые навыки детей. Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него. Содержание трудо-вого воспитания сужено, зачастую ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ.
Помощь семье в этом вопросе призваны оказывать образовательные организации. Но грамотное трудовое воспитание, равно как и любое другое, возможно только при объединении усилий.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью происходит знакомство родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей. Считаем, что много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.
Так, в дни открытых дверей родители наблюдают режимные процессы,
(слайд 13- 15) самообслуживание,
(слайд 16,17) коллективный труд детей в природе,
(слайд 18) уборку групповой комнаты и др.
Во время экскурсии по детскому саду родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.
(слайд19) Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к конкретной помощи по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Мы предлагаем родителям выполнять большую часть работы в присутствии детей, чтобы использовать ее в воспитательных целях.
(слайд20) Организовываем труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Совместная работа сближает детей и родителей, помогает их общению.
(слайд21) Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по трудовому воспитанию.
Оформление папок - передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.
(слайд 22) Изготовление памятки для родителей: "Основные шаги трудового воспитания".
приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания;
постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи;
расширение круга обязанностей, их усложнение;
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
организация домашнего обучения выполнению трудовых операций;
формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы;
учет индивидуальных особенностей ребенка при распределении трудовых поручений;
регулярные поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы.
Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого родителям важно понимать как значение и особенности трудового воспитания детей в семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы приобщения к труду.
Меня эта тема сильно заинтересовала. С учетом актуальности данной проблемы был разработан план совместной деятельности семьи и детского сада в приобщении детей дошкольного возраста к труду.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Я и наш педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит нам добиваться не плохих результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Используемая литература
1. https://www.resobr.ru/products/1621/?utm_medium=textblock1&utm_campaign=site_textblock1
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2013г., №12 (декабрь)