Виолетта ГригорьевнаСавченко
Работа с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Этап I. Работа с родителями.
Основная цель: обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям в период адаптации их ребенка к ДОУ.
Для успешной работы с родителями был создан родительский клуб «Здравствуй, детский сад!». Формой работы клуба были выбраны следующие методы:
- анкетирование ;
- практические занятия;
- индивидуальные и групповые консультации;
- семинары;
- тренинги;
- стендовая информация, памятки,
Публикация «Работа с родителями в ДОУ» размещена в разделах
-совместная театрализованная деятельность.
- тематические выставки
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
Данные формы работы с родителями способствуют предоставлению информации о возрастных особенностях детей, эффективных приемах поддержки ребенка в адаптационный период, а также приемам урегулирования своего эмоционального состояния. Работа родительского клуба «Здравствуй, детский сад!» осуществляется согласно тематическому плану.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
октябрь познакомиться, создать
доброжелательную атмосферу;
-развивать умение вслушиваться в свои чувства и освобождаться от различных механизмов психологической защиты;
-расширить возможности понимания поведенческих особенностей ребенка в период адаптации;
-ознакомить с основными характеристиками адаптации,
-подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
1. заполнение анкет «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?»;
2. упражнение «Давайте познакомимся»;
3. игра «Звездный дождь»;
4. информационная справка «Все начинается с раннего возраста»;
5. игра «Мои ощущения»;
6. памятка «Основные характеристики адаптации детей.»;
7. рисование на тему «Мой ребенок, когда он впервые пришел в детский сад»;
ноябрь -продолжать знакомить родителей друг с другом;
-научить анализировать детское восприятие;
-познакомить с возрастными характеристиками детей;
-развивать внимание в слуховой модальности, отрабатывать умение быстро принимать решение в нестандартной ситуации;
-усиление способности родителей к пониманию и вчуствованию в эмоциональный мир своего ребёнка, через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность. 1. упражнение «Снежный ком»;
2. игра «Менялки»;
3. игра «Кто я?»;
4. игра «Уронили Мишку на пол»;
5. упражнение «Передай другому»;
6. упражнение «Возвращение в детство»;
7. памятка «Возрастные особенности детей раннего возраста»;
8. зарядка позитивного мышления «Именно сегодня».
9. тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»
10. концерт «Мы вместе»
декабрь -научить снимать напряжение, мобилизовать внимание;
-расширить представление об особенностях проявления темперамента в раннем возрасте;
-развивать умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
-способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками. 1. упражнение «Сосед справа, сосед слева»;
2. упражнение «Сигнал»;
3. информационная справка «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста», «Игры для детей различных типов темперамента»;
4. игра «Установки»;
5. упражнение «Найди отличия»;
6. памятка «Родителям о темпераменте ребенка»;
7. игра на сплочение «Встреча руками»;
8. упражнение-визуализация «Воспоминание».
январь -создать позитивное настроение;
-повысить работоспособность;
-расширить знания об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми;
-обучить приемам игрового взаимодействия.
1. игра «Клубок ниток»;
2. игра «Василек»;
3. памятка «Роль игры и игрушек в развитии ребенка.»;
4. игровой массаж «Паучок»;
5. игра-сказка «Девочка и яблоко»;
6. упражнение «Магазин игрушек»;
7. релаксация «Подснежник».
февраль -научить снимать эмоциональное напряжение, активизировать внутригрупповое взаимодействие;
-обучить нетрадиционным техникам для развития эмоциональных отношений в системе «мать-ребенок». 1. упражнение «Имя-качество»;
2. упражнение «Погодный массаж»;
3. упражнение «Вот какой он, мой ребенок»;
4. релаксация «Летний ветерок».
5. игры «По дороге в детский сад»;
6. рефлексия;
7. тренинг «Скажи, как ты меня любишь» 4
Этап II. Работа с детьми.
Для успешной работы с детьми был организован кружок «В детский сад без слёз». Кружок был поделён на два возраста детей, ранее не посещавших детскиий сад.
-дети от 2х до 4х лет.
-дети от 4х до 6 лет.
Задачи:
• социальная адаптация ребенка к ДОУ, снятие негативных эмоций и реакций;
• создание положительного эмоционального настроя;
• развитие и совершенствование коммуникативных навыков; укрепление доверия в группе;
• развитие внимания, мышления, воображения, координации движений;
•
Методы реализации:
• физические игры и упражнения;
• музыкальное сопровождение;
• подвижная игра;
• танцевальные упражнения;
• релаксационные упражнения;
• словесные игры;
• сказкотерапия;
• песочная терапия;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Группа от 2-4х лет
Дата
проведения Название Задачи Содержание Количество занятий
октябрь «Потешки» -сблизить детей друг с другом. 1. упражнение «Имя-хлопок»;
2. упражнение «Солнышко и дождик»;
3. игра «Кот в гости к нам пришел»;
4. игра «Раз,два,три,заяц,замри»;
5. релаксация «Кораблик»
6. игры,которые лечат 2
Тематическое занятие по сказке «Колобок» -развивать эмоциональ-ную сферу ребенка;
-активизировать внимание;
-преодолевать страхи. 1. упражнение «Как тебя зовут?»;
2. игра «Ладушки»;
3. игра «Догонялки»
4. игра «Зайка»;
5. игра «Мишка косолапый»;
6. релаксация «Дождик и солнышко».
7. Раздувайся,пузырь. 2
ноябрь «Веселые мячики» -формировать доверительные отношения между детьми;
-создать у детей хорошее настроение;
-развивать познавательные процессы. 1. упражнение «Имя соседа»;
2. игра «Мячик»;
3. игра «Пляска с платочками»;
4. игра «»Мотыльки»;
5. релаксация «Солнечные зайчики». 2
Тематическое занятие по сказке «Курочка Ряба» -активизировать тактильную чувствительность. 1. упражнение «Звонкий мяч»;
2. игра «Птички»;
3. игра «Кошачья лапа»
4. релаксация «Летний день».
5. прощание 2
декабрь «Забавляй-ка» -формировать чувство доверия через организацию тактильного контакта;
-снизить чувство страха в общении с малознакомыми людьми. 1. упражнение «Клубок»;
2. игра «Веселый бубен»;
3. пальчиковая гимнастика «Твои пальчики»;
4. игра «Котята просыпаются»;
5. релаксация «Полёт бабочки».
6. песочная терапия;
7. расскажи стихи руками. 2
Тематичес-кое занятие по сказке «Репка» -активизировать внимание, преодолеть страхи. 1. мимическая гимнастика;
2. игра «Посадили репку»;
3. игра «Погремушки»;
4. релаксация «Котята».
5. сказкотерапия. 2
январь «Мир вокруг нас» -развивать у ребенка психологическую автономность и самостоятельность. 1. игра-приветствие;
2. игра «Непослушные котята»;
3. игра «Гуляка»;
4. пальчиковые игры;
5. релаксация «Облако»
Тематическое занятие по сказке «Теремок» -активизировать внимание, преодолеть страхи, негативизм 1. упражнение «Доброе утро»;
2. игра «Ладошки»;
3. игра «Лягушка»;
4. игра «Зайка».
2
февраль «Мы весёлые ребята» -повышать у детей уверенность в себе;
-развивать произвольность;
-формировать позитивное отношение к сверстникам;
-развивать воображение;
-развивать тактильное восприятие.
1. игра «Кто в домике живёт»;
2. упражнение «Дождик»;
3. рисование мелками на асфальте «Наш любимый детский сад»;
4. игры с водой «Уточка с утятами»;
5. игра «Чей голосок?»;
6. «Раздувайся пузырь»
4
ВСЕГО 20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Группа от4х до 6 лет
октябрь «Дарим радость и хорошее настроение» -знакомство детей друг с другом;
-создание положительно-го настроя в группе;
-развитие мелкой моторики и координации движения;
-сказкотерапия;
-игры с песком и водой.
1. игра-знакомство «Как я рад вас видеть»;
2. игра-упражнение «Передай улыбку по кругу»;
3. чтение и обсуждение художественной литературы «Король Боровик»;
4. лепка «Мои игрушки»;
5. игры с песком;
6. игры с водой;
7. релаксация «Полёт бабочки»,
8. концерт «Мы вместе». 4
ноябрь «Я радуюсь,
когда…» -формировать доверительные отношения между детьми;
-создать у детей хорошее настроение;
-развивать познавательные процессы;
-развивать эмоциональ-ную сферу ребёнка;
1. игра «Полянка настроения»;
2. игра-упражнение «Колючий ёжик»;
3. пальчиковая гимнастика «Что нам подскажут пальчики»;
4. релаксация «Лёгкое пёрышко»;
5. «Дышим животиком»;
6. экспериментальная деятельность «Наливаем, выливаем, сравниваем»;
7. «Рисунки на песке»;
4
декабрь «Дом счастливо-го ребёнка» -формировать чувство доверия через организацию тактильного контакта;
-снизить чувство страха в общении с малознакомы-ми людьми;
-снятие психоэмоцио-нального напряжения;
-обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций. 1. рисование мелками на асфальте;
2. игра-занятие «Весёлые лягушата»;
3. игра «Дом счастливого ребёнка»;
4. упражнение «Я радуюсь когда…»;
5. конкурс рисунков «Моя любимая мама»;
6. музыкальная инсценировка «Репка»;
4
январь «Мир вокруг нас» -развивать у ребенка психологичес-кую автоном-ность и самостоятель-ность;
-активизи-
ровать внимание, преодолеть страхи. 1. игра-приветствие;
2. игра «Непослушные котята»;
3. игра «Гуляка»;
4. пальчиковые игры;
5. релаксация «Облако»
6. игры с песком;
4
февраль «Мы дружные ребята» -повышать у детей уверенность в себе;
-развивать произволь-ность;
-формировать позитивное отношение к сверстникам;
-развивать воображение;
-развивать тактильное восприятие. 1. игра «Кляксография»;
2. упражнение «Вместе весело шагать»;
3. рисование мелками на асфальте «Наш любимый детский сад»;
4. игры с водой «Уточка с утятами»;
5. игра «Цветные брызги»;
6. «Раздувайся пузырь»
7. игра «Разноцветные кирпичики».
4
ВСЕГО 20
Этап III. Работа с воспитателями.
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр,
игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
6. Разработка групповых мини-проектов «Адаптация без проблем».
Ожидаемый результат:
• Благоприятный адаптационный период детей.
• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• Привлечение родителей детей к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.