Оксана Куприна
Работа воспитателя по организации речевого режима в группе детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В *Программе воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей* подчёркивается, что речевая работа с дошкольниками- это совместная работа учителя и воспитателя. Не существует слов, которым отдельно должен научить учитель или воспитатель. Весь речевой материал должен проходить и через общение воспитателей, и через общение учителя с детьми.
Самый естественный способ вхождения слов в активный словарь детей- это когда слова *кочуют* из одних условий употребления в другие.
Вот наиболее характерный путь для вхождения слова в обиход.
Публикация «Работа воспитателя по организации речевого режима в группе детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Употребление слов в бытовой деятельности (занятия специально не нужны, диктуется естественной ситуацией).
2. Занятия по видам деятельности (ИЗО,физическое воспитание, музыкальное воспитание, ФЭМП и т. д.). Преображение словаря обусловлено видами деятельности.
3. Занятия по ознакомлению с окружающим. Вхождение слов уже на основе учебных речевых ситуаций, а не естественных, тут словарь уже тематически группируется, усваивается на уровне понятий.
4. Последний этап обращения слов- занятия по развитию речи. Специальные упражнения, способствующие закреплению слова, уточнению его значения, внесение в активный словарь детей.
Воспитатель в своей работе над словом должен помнить главный психолого- лингвистический парадокс речи: представления, понятия человека о предмете формируются только от частного к целому и, наоборот, накопление слов идёт от частного к целому, от одного к множественному. То есть, прежде чем сформируется представление о каком- либо явлении или предмете, ребёнок должен увидеть его, связать со множеством других явлений, отличить от других и т. п. И только усвоив понятие, ребёнок принимает слово, которое нужно ещё запомнить при условии многократной его повторяемости. Этот принцип можно сформулировать так: в речевой работе с глухими и слабослышащими детьми воспитатель более ответственен за формирование активного словаря детей (вхождение в их обиход определённых понятий, представлений, а учитель ответственен за формирование активного словаря детей.
В распоряжении воспитателя есть главное средство для нормального развития речи- это естественные ситуации: совместные бытовые действия, совместные прогулки, труд, игры и т. д. Воспитатель связан со многими сторонами жизни детей. Ведущая форма речи- разговорная- непосредственно связана с использованием естественных ситуаций.
Начиная с утра и кончая вечером, воспитатель проговаривает словарь все режимных моментов, причём подводятся итоги.
Например, утром при подъёме - на вопрос * что утром делать?* дети отвечают: * Будем делать зарядку*. А после слов: * Здоровье в порядке-спасибо зарядке* - они говорят: * Мы делали зарядку*.
Обговариваются действия и после дежурства детей в уголке природы.
МЛАДШИЕ ДЕТИ СТАРШИЕ ДЕТИ
Дима помогал: дал корм и воду Я чистил клетку с
птичке. птичкой, кормил рыб.
Если дети затрудняются, пишем текст на доске или в тетради.
всегда учитывается возраст детей. Если с младшими детьми чаще используются таблички, то со старшими детьми-устное общение, требование фразовой речи. То же - в меню. Если в начале подкладывают дети таблички, выбирают из 2-3 нужную табличку,то в дальнейшей работе уже переходим к фразовой речи.
МЛАДШИЕ ДЕТИ СТАРШИЕ ДЕТИ
табличка *КАША* табличка*ГРЕЧНЕВАЯ КАША*
С МАСЛОМ
С МОЛОКОМ
С КОТЛЕТОЙ
С МЯСОМ
Подводятся итоги - *МЫ ЗАВТРАКАЛИ*
* МЫ ЕЛИ РИСОВУЮ КАШУ*
*МЫ ПИЛИ КОФЕ С БУЛКОЙ, МАСЛОМ*
После прогулки, на которой также проводится запланированная словарная работа, в группе подводим итоги. Сначала обговариваем,как ребята гуляли, что делали, а затем рисуем картинки и над ними пишем текст.
МЫ ГУЛЯЛИ
МА КАТАЛИСЬ НА САНКАХ
МА ЛЕПИЛИ БАБУ
ПАША УПАЛ
Дети читают текст, вспоминают прогулку. Такого рода работа им очень нравится.
Во время умывания пользуемся такими стихотворениями, как:
НАДО, НАДО УМЫВАТЬСЯ
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ.
МЫ УМЕЕМ ЧИСТО МЫТЬСЯ,
РУКИ ВЫМОЕМ ВОДИЦЕЙ.
ЧАС ОБЕДА ПОДОШЁЛ-
НАМ ПОРА ИДТИ ЗА СТОЛ.
Стараемся не оставлять без внимания то, что не всякий раз или не часто можно увидеть. Часто из окна наблюдаем сороку. Недавно прилетали снегирь, синицы. И вот занятия по ознакомлению с окружающим на тему * Птицы. Перелётные и зимующие*. Если мы каждый день кормили птиц, которые прилетают на участок, наблюдали из окна сорок, снегирей, синиц, то детям легче назвать зимующих птиц, потому что они их видели, знают, могут отличить их друг от друга. Или другой пример. Весной перед окном зяблики свили гнездо на берёзе, даже видели,как самка высиживала яйца, как потом птицы приносили птенцам корм. Такие наблюдения формируют любознательность детей, стремление задавать вопросы, расширяют представление об окружающей действительности.
Каждый день по сетке занятий у нас бывают определённые занятия.
В ПОНЕДЕЛЬНИК вечером у нас чтение книжек самоделок. У младших детей только чтение, а старшие уже самостоятельно составляют рассказ по картинкам.
Во ВТОРНИК- просмотр мультфильмов с сурдопереводом. Беседы по просмотренному.
В СРЕДУ - подведение итогов дня. Выбираем наиболее интересные моменты, события дня. Сначала дети принимают участие в беседе, а потом рисуем сцены из прошедшего дня, прогулок, праздников. Всё это способствует развитию связной речи детей. Если бывает что-то интересное в жизни детей, тоже не оставляем это без внимания. Подводим итоги такого события. Это способствует долговременной речевой памяти детей, развивает интерес, способствует описательно-повествовательной речи.
В ЧЕТВЕРГ - совместное рассказывание сказок или настольный театр, или инсценировка с участием детей. Дети лучше усваивают содержание сказок, последовательность событий, их персонажи. Всё это способствует развитию чувств, эмоций, воображения и одновременно развивает речь детей.
В ПЯТНИЦУ - самостоятельное чтение те6кстов (старшие дети). Это пробуждает интерес к чтению. Такая работа помогает развитию образного мышления, что способствует развитию речи на уроках.
Часто при обращении к детям мы, воспитатели, опираемся на более сильных в речевом отношении детей или лучше слышащих, а остальные как бы выпадают из поля зрения. Необходимо планировать индивидуальную работу с детьми (разделение детей на подгруппы). Именно при индивидуальном общении с каждым ребёнком можно выявить и скорректировать его уровень самостоятельной речи - результат совместной работы воспитателя и учителя- дефектолога.