Папки-передвижки

Ранняя диагностика нарушений развития детей с ОВЗ

Татьяна Волкова
Ранняя диагностика нарушений развития детей с ОВЗ

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Поданным официальной статистики, распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. Число новорожденных с проблемами в состоянии здоровья, физиологической незрелостью составляет 74%, детей с неврологической патологией – до 86%. Не более 10% дошкольного и 4% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми (А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, О. И. Маслова, Г. В. Яцык и др.). Исследования доказывают, что при условии раннего выявления (не позднее 4-6 месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализац3ия функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам. То есть ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов. В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития детей.

Публикация «Ранняя диагностика нарушений развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста

В нашей стране и за рубежом существует много шкал для контроля за состоянием здоровья развития детей. Для практической работы рекомендованы, в первую очередь, те шкалы, которые содержат наиболее точные и подробные показатели и не имеют пропусков в проверке динамики развития детей. Для оценки нервно-психического развития детей первого года жизни разработаны зарубежные и отечественные диагностические шкалы (Э. Л. Фрухт, И. М. Воронцов, О. В. Баженова, Д. И. Зелинская с соавторами, шкалы «Денверская», «Мюнхенская», «Гном», Гриффитс, тест Бейли, KID-шкала и др.). Шкалы используются разными специалистами по принципу предпочтений. Хотя некоторые диагностические шкалы демонстрируют расхождение в возрастных нормативах развития (появление навыков и умений, содержат различающиеся параметры для оценки развития детей, что представляет определенные трудности для использования в практической работе врача педиатра и невролога. Обследование по некоторым шкалам занимает много времени и требует дополнительного участия семьи, поэтому на практике применяется мало. Рассмотрим некоторые стандартизированные шкалы оценки психомоторного развития детей.

Тест, который во всем мире называется M-CHAT – модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 18 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностики, направленной на выявление симптомов аутизма. Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований, в последний раз был модифицирован в 2009 году. M-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. Этот опросник ни в коей мере не говорит о том, что у ребенка точно есть аутизм. Он лишь подтверждает беспокойство родителей, после чего они обращаются к специалисту, либо опровергает его.

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из трех шкал:

1. Шкала психического развития (ментальная шкала) : оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

2. Шкала моторного развития : оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

3. Шкала (протокол) поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального здоровья (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психичесого и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30.

Дэнверский скриннинг-тест развития (DDST).

Тест разработан Frankenburg W.K., Dodd J.B. для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3-х лет. Обычно ребенок тестируется по 24 пунктам. Каждый пункт оценивается как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 минут и требует минимальной подготовки исследователя. В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя диагностика нарушений развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 января 2024 в 15:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД